Залей баки: владельцы АЗС просят вернуть продажу слабого алкоголя на автозаправках

Фото из открытых источников

03 мая 2018 16:19:33

1201

Глава Независимого топливного союза (объединяющего владельцев АЗС) Павел Баженов написал письмо премьеру Дмитрию Медведеву, в котором попросил отменить введенный с 2012 года запрет на продажу на заправках алкоголя крепостью до 16,5%.

Об этом пишет «Коммерсантъ».

Мелкие заправщики уверяют, что они находятся на грани разорения по сравнению с брендовыми сетями, из-за роста акцизов. По этой причине продажи алкоголя, по их словам, помогли бы им поправить финансовое положение.

В Минэкономики и в Минфине идею поддержали. Более того, даже дали гарантии, что подобная мера не увеличит «пьяную аварийность» на дорогах.

Однако, опрошенные «Гражданскими силами.ру» эксперты полагают, что столь экзотическая мера, как превращение АЗС в пивные ларьки, едва ли остановит рост цен на бензин. Последний во многом объясняется жесткой фискальной политикой государства. 

Запрет на продажу легкоалкогольных напитков был принят в 2012 году, в связи с развернувшейся антиалкогольной кампанией. Предполагалось, что это поможет бороться с нетрезвыми водителями.

При том, что затариться «керосином» водитель может в любом придорожном магазине, независимые АЗС понесли существенные убытки и не раз пробовали отменить этот запрет. Особенную остроту ситуации придал рост оптовых цен на бензин, которые продолжают расти и уже перешагнули отметку в 50 тысяч рублей за тонну. Автозаправщики жалуются, что они практически перестали зарабатывать на топливе, а продажи алкоголя, по их словам, помогли бы им хоть как-то улучшить финансовое положение.  

С помощью возвращения такого важного источника поступления доходов участники рынка надеются компенсировать падение выручки от продажи топлива.

В письме Медведеву участники Независимого топливного союза даже сулят, в случае получения разрешения, даже сдержать рост цен на бензин.

Предложение заправщиков, впрочем, имеет значительные шансы быть утвержденным.

Действительно, тот же Минфин за счет роста оборота продаж получит дополнительные налоги в казну. При том, что все ранее предпринимавшиеся попытки отменить запрет на торговлю алкоголем крепостью до 16 градусов неизменно блокировались. Однако, трудные экономические времена и возможность увеличения социальной напряженности из-за роста цен на автомобильно топливо, вероятно, побудили власти закрыть глаза на то, что такое разрешение идет вразрез с концепцией госполитики  «по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией».

«Сегодня бензин марки Аи-92 на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ), на которую ориентируются оптовые поставщики, котируется уже по 49 445 рублей за тонну. Это соответствует цене 36,82 рублей за литр, при том, что средняя розничная цена на АЗС страны составляет 38,69 рублей за литр. Разница меньше 2 рублей. Брендовым сетям АЗС, принадлежащим нефтяным компаниям, проще – внутри холдинга можно эффективно перераспределять издержки и прибыль. А независимые АЗС должны как-то умудриться втиснуть в разницу между оптовой и розничной ценой все свои издержки и не разориться. Поднимать розничные цены они не могут, так как тогда проиграют крупным сетям и тоже разорятся», — сказал «Гражданским силам.ру» эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

Им действительно в чем-то может помочь расширение списка сопутствующих сервисов или товаров. Отсюда и предложение расширить ассортимент за счет слабоалкогольных напитков. Поток посетителей через АЗС огромный и постоянный. При этом ведь речь идет о продаже слабоалкогольных напитков, а не распитии их на АЗС. Если водитель купит домой упаковку пива на заправке, а не в магазине, куда он все равно по пути заедет, то это не значит, что он выпьет за рулем. Однако, едва ли одними напитками можно сдержать подорожание топлива. Как полагают эксперты, для роста цен на бензин есть вполне объективные причины.

«Во-первых, рост акцизов на моторное топливо – сейчас уже около 20% от розничной цены бензина составляют акцизы, и ставки по ним продолжают повышать. Достаточно снизить ставки акцизов и не понадобится такая экзотическая мера, как разрешение на продажу алкоголя. Во-вторых, сложившийся на рынках ценовой дисбаланс. Посмотрите, мировые цены на нефть уже выше 70 долларов за баррель. Но если раньше рост мировых цен для внутренних потребителей компенсировался укреплением курса рубля, и баррель нефти обходился им в среднем около 3 000 рублей (плюс-минус 200), то сейчас одновременно с ростом стоимости нефти мы видим ослабление рубля из-за санкций. В рублях нефть стоит уже от 4 000 до 4 500 за баррель, т.е. в полтора раза дороже. А между тем, стоимость сырья составляет около 80% в себестоимости производства бензина и около 40% в розничной цене», — отметил Алексей Калачев.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и экспортный фактор. Более года назад в рамках «налогового маневра» произошло двукратное снижение экспортных пошлин на нефтепродукты. В результате, производителям становится выгоднее продавать бензин на экспорт, что также может способствовать появлению дефицита топлива на внутреннем рынке. Нехватка предложения также толкает оптовые цены на бирже вверх. Если единственным способом борьбы с ростом бензиновых цен в правительстве будет признана продажа алкоголя на АЗС, то такими темпами скоро придется разрешать автозаправщикам торговать и водкой. А то и чем-то более до того запретным.

Сергей Путилов

Теги: АЗС, алкоголь