На Сатурне будут яблони цвести?

Фото © NASA

14 апреля 2017 13:47:45

Ученые НАСА обнаружили на спутнике Сатурна, Энцеладе, условия для возникновения жизни.

«О том, что на Энцеладе действительно могут быть условия для зарождения жизни, мы узнали после получения данных с космического зонда «Кассини», — рассказал руководитель научного директората НАСА Томас Цурбухен, — «Наш зонд нашел на этом спутнике водород, который может обеспечить химический источник для зарождения жизни».

Энцелад – спутник Сатурна, названный так в честь гиганта из древнегреческой мифологии. Его диаметр составляет 504 километра. Со стороны Энцелад выглядит как сплошь покрытая льдом и совершенно непригодная для жизни планета. Так думали и ученые, до тех пор, пока к Сатурну не полетел космический зонд «Кассини», ставший совместным проектом НАСА, Европейского космического агентства и Итальянского космического агентства.

Стартовав в 1997 году, «Кассини» прибыл к Сатурну в 2004 году, и за последние двенадцать лет буквально забросал ученых удивительными сведениями о Сатурне, его «кольцах» и спутниках. Так, именно с помощью этого космического зонда было обнаружено море жидкого метана под Титаном.

От «Кассини» ученые узнали и об океане на Энцеладе. Как выяснилось после обработки данных, переданных зондом, температура на дне океана может достигать +90 градусов Цельсия. Да и атмосфера на Кассини «обнадеживающая»: она на 91 процент состоит из водяного пара, на 4 процента – из азота, на 3,2 процента – из углекислого газа и на 1,7 процента – из метана.

Еще в 2011 году ученые НАСА заявили, что Энцелад – наиболее пригодное для зарождения жизни место в Солнечной системе за пределами Земли. Правда, сейчас они говорят уже о семи подобных планетах. Все они находятся в системе TRAPPIST-1, открытой в созвездии Водолея в мае 2016 года.

«Как минимум три планеты, вращающиеся вокруг этого красного карлика, находятся внутри так называемой «зоны жизни», — отмечает Томас Цурбухен, — «Вода здесь может существовать в жидком виде, а масса планет предположительно сопоставима с земной. Но мы можем предполагать такие условия даже не на трех, а на семи планетах, шесть из которых находятся в пределах «зоны жизни».

«Ранее мы знали только четыре «землеподобные» планеты, которые мы могли изучать, это Земля, Марс, Венера и Меркурий», — говорит астроном из Университета Льежа Мишель Жильон, — «Теперь, благодаря «Кассини», мы знаем, что жизнь может зародиться и на спутнике Сатурна. Более того, есть семь очень похожих планет, которые мы сможем изучать уже через несколько недель, когда получим от  «Кассини» данные об их свойствах».

Увы, работать «Кассини» осталось недолго, у него подходят к концу запасы топлива, а заправочных станций в обозримом космическом пространстве нет, и потому 15 сентября 2017 года трудяга-зонд войдет в атмосферу Сатурна и прекратит свое существование.

Игорь Петров