Эксперты рассказали о состоянии гражданской авиации в России

Фото © «Гражданские силы.ру»/ Марина Александрина

08 февраля 2018 21:38:06

1693

Потенциал для развития отрасли есть, но десятилетия стагнации не дают возможности достичь значительных успехов.

9 февраля в нашей стране отмечается День работника гражданской авиации. Этому событию был посвящен круглый стол в МИА «Россия сегодня». Эксперты обсуждали современное состояние и потенциал развития отрасли.

Есть много положительных моментов, разрабатываются новые образцы современных гражданских самолетов, строятся и реконструируются аэропорты, но это, по сравнению с былыми достижениями советской эпохи — капля в море.

Как отметил председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, такая огромная страна, как Россия не может существовать без гражданской авиации, учитывая, что 60% территории, расположенной близко к полярному кругу, не имеет ни автомобильных, ни железных дорог. Но, к сожалению, Россия потеряла славу великой авиационной державы.

Смирнов

«В 1990 году в стране насчитывалось 14000 летательных аппаратов в системе гражданской авиации, и ни одного из них – западного производства. Наша авиационная техника эксплуатировалась в 30 странах мира. А что случилось потом? Отрасль стала катастрофически деградировать. Сначала закупили несколько самолетов Boeing, затем Airbus. Несмотря на все громкие заявления, что увеличилось количество перевозок, 95% вылетов выполняется на самолетах западного производства. То есть практически все перевозки производятся на западной технике. Разве этим можно хвастаться? Мы как профессионалы отрасли, не раз поднимали вопрос об импортозамещении. Нас услышал президент РФ. К счастью, вопрос стал решаться», — отметил Смирнов.

По его словам, только сейчас мы стали приближаться к показателям 1991 года, тогда было перевезено 140 млн пассажиров. По итогам 2017 года – чуть больше 100 млн. Но по сравнению с другими странами это мизер. В США этот показатель составил 850 млн, в Китае – 600 млн.

Смирнов также рассказал о перспективных разработках отечественных пассажирских лайнеров, которые смогут составить конкуренцию Boeing и Airbus. Речь идет о самолете SSJ-100, который сейчас «доводят до ума», возрождении Ил-114, Ил-96, а также новейшем среднемагистральном самолете МС-21.

Большой вклад в развитие отечественного самолетостроения вносит Московский авиационный институт (МАИ). Замдиректора Дирекции перспективных научных проектов МАИ Сергей Грачев рассказал об участии специалистов вуза в разработке научных достижений и производстве конкурентно способной авиационной техники. Он обратил внимание, что для развития кадрового потенциала авиационной промышленности МАИ активно внедряет новые форматы и специализированные программы. Так, по заказу ОАК, ОДК и COMAC в рамках создания Российско-Китайского широкофюзеляжного самолета МАИ совместно с Шанхайским Транспортным Университетом проводит подготовку специалистов по направлениям «Управление жизненным циклом изделия» и «Композиционные материалы». Кроме того,  специалисты института активно участвуют в разработке перспективных самолетов, том числе: ШФДМС, SSJ100 и сверхзвукового гражданского самолета нового поколения.

Грачев

Тему импортозамещения продолжил член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Виктор Горбачев. Он заявил о том, что буксует система сертификации светосигнального оборудования для взлетно-посадочных полос аэропортов. В конце 2015 года функции по сертификации авиатехники были переданы из Межгосударственного авиационного комитета в Росавиацию и Министерство транспорта.

«С тех пор вопрос никак не решается. Все наши обращения остаются без ответа. О каком импортозамещении может идти речь, когда аэропорты вынуждены закупать импортное и к тому же устаревшее оборудование для своих взлетно-посадочных полос, только потому что более новое и современное отечественное не сертифицировано. Это, кстати, произошло в новом аэропорту «Платов» в Ростове, на 3-й полосе Шереметьево  и в других аэропортах, которые готовили к ЧМ-2018, и где проводилась реконструкция и замена светосигнального оборудования», — рассказал Горбачев.

Также он остановился на вопросах развития наземной инфраструктуры и строительства аэропортов. По его словам, в настоящее время в России насчитывается всего 220 аэропортов федерального значения, регионального значения и местных воздушных линий. Для сравнения, в 1991 году в РФ действовало 1450 аэропортов.

Большим достижением сейчас считается строительство и открытие двух новых аэропортов, всего двух за почти 30 лет! Один из них «Платов» построен в Ростове-на-Дону, второй – «Сабетта» на полуострове Ямал Ямало-Ненецкого автономного округа России.

Да, многие аэропорты обновляются и реконструируются, огромная работа в этом направлении ведется к ЧМ-2018. Но в тоже время, как отмечает Горбачев, из тех немногих существующих, в ближайшее время могут закрыться десятки. Как, например, на Крайнем Севере, из 31 аэропорта местных авиалиний, 25 находятся под угрозой закрытия из-за грунтовых взлетно-посадочных полос. Если там не будут сделаны качественные искусственные полосы, транспортное сообщение со многими поселениями прервется. Такое уже произошло в Карелии, где  местные власти посчитали, что можно обойтись без авиасообщения в регионе  и закрыли шесть аэропортов.

Горбачев

«Мы видим, что идет развитие московского узла, реконструируются аэропорты Санкт-Петербурга, построен «Платов». Но мы же не будем летать из Шереметьево во Внуково и из Внуково в Домодедово. Надо развивать внутренние авиалинии в регионах. Можно похвастаться, что увеличилась разница между международными полетами и внутренними. Выросли объемы перевозок внутри страны. Но это произошло исключительно потому, что сорвались чартеры. В Турцию и Грецию не летали, а также прекратились полеты на Украину», — сказал Горбачев. Для сравнения он привел такие цифры: в странах гораздо меньше нашей по площади и численности населения, к примеру в Германии насчитывается 540 аэропортов, Великобритании – 460, Франции почти 500, даже на Аляске – 280 аэропортов. А в таких странах, как Бразилии – более 4000 аэропортов, в Мексике – почти 2000. Есть над чем задуматься.

Марина Александрина

Теги: гражданская авиация, Россия