Молочный контроль против фальсификации

Фото из открытых источников

13 июня 2018 21:10:21

1806

Фальсификат продуктов питания бьет не только по кошельку и здоровью россиян, но и приносит огромные убытки добросовестным производителям.

В начале июня Роспотребнадзор опубликовал неутешительную статистику подмены натуральных ингредиентов фальсификатами в молочной продукции. Только за первый квартал текущего года обнаружено около шестисот подобных случаев. Как бороться с этой проблемой обсудили участники пресс-конференции НСН в открытой дискуссии  «Молочный контроль: Фальсификат на прилавках».

Лаборатории Роспотребнадзора исследуют пищевые продукты на показатели фальсификации с 2014 года. Анализ данных, поступивших по системе быстрого оповещения, показывает хорошую динамику. Так, в 2017 году поступило чуть более 1,5 тыс. уведомлений по сравнению с 2,5 тыс. в 2016-м. По данным лабораторного контроля, на основе выборки более чем 2-х миллионов проб пищевых продуктов, из которых более 300 тысяч проб ежегодно приходится на молочную продукцию, показатель фальсификации среди молочных продуктов в 2017 году снизился с 5% до 4%.

Однако реальность, как это часто бывает, отличается от сухой статистики.

«Когда продукция появляется на полках магазинов, она проходит дорыночный контроль на соответствие продукции требованиям  регламента Таможенного союза. Это минимальный набор требований, который предъявляется государством. На дорыночной стадии определить, является продукт фальсифицированным или нет, не представляется возможным, – комментирует ситуацию руководитель экспертного центра Росконтроль Максим Рудаков. – Плановые проверки проходят не чаще одного раза в три года, о них заранее предупреждается. Статистика, которую мы видим, сильно расходится с теми данными, которые мы публикуем как орган общественного контроля. Из того, что выдается Роспотребнадзором, мы видим, что не менее 50% продуктов  имеют те или иные нарушения: либо качество страдает, либо потребителя вводят в заблуждение, что тоже  является фальсификацией».

Фальсификация – это умышленное действие, которое вполне можно приравнять к уголовному преступлению, соглашаются с Максимом Рудаковым коллеги. Поскольку речь идет не просто о соблюдении производителями определенных требований, а о требованиях безопасности.

«Самая лакомая в этом плане категория – жирные продукты: сыры, сливочное масло, – говорит сопредседатель союза потребителей Росконтроль Александр Борисов. – Чем жирнее продукты, тем больше вероятность встретить фальсификатор. Например, сметану фальсифицируют крахмалом, чтобы придать густоту. Есть фальсификация по замене молочного жира более дешевыми растительными жирами, в частности пальмовым маслом. Наши проверки показали, что если еще несколько лет назад фальсификация в молочной продукции была более-менее безопасной, то сегодня ситуация меняется. В оборот вводятся трансжиры. И хотя Россия пошла по пути снижения содержания трансжиров в продуктах, мы видим, что они присутствуют в той продукции, в которой их быть не должно».

Большая часть производителей молочной продукции хорошо известна и потребителям, и торговым сетям. Однако сейчас все чаще на полках появляется молочная продукция неизвестных производителей и неизвестного содержания. С точки зрения экономии потребитель переплачивает за продукт, не обладающий характеристиками качественного товара. С течением времени может случиться так, что обычное молоко перейдет в элитную категорию. Купить натуральный, качественный продукт части граждан будет не по карману. Такой перспективой озабочены как потребители, так и сами производители.

«Когда я захожу на сайты Роспотребнадзора и Росконтроля, то словно бы читаю не отчеты о продукции и проверках, а вести с фронта. Война с фальсификатами – это та война, в которой мы пока проигрываем, говорит предприниматель Олег Сирота, владелец собственной фермы и руководитель сыроварни  «Русский пармезан». – В первый раз за долгие десятилетия произошел перелом в сельском хозяйстве, растет производство молока. Государство инвестирует огромные средства в проект «молочная ферма». Производство товарного молока за три года выросло на 10%, за прошлый год фермерские хозяйства имели рост в 12%. По сути, мы имеем молочно-сырный ренессанс. Вроде бы все хорошо, мы развиваемся, но из-за фальсификатов стали сильно падать цены на молоко, а это несет убытки производителю».

И здесь необходимо совершенствовать систему контроля на всех этапах. Важны  культура   ведения бизнеса, совместные усилия производителя и поставщика, торговых сетей, общества и государства как органа власти, который задает правила игры.  

Подвижки в этом направлении уже есть. С 2012 года в России действует «Кодекс добросовестных практик», в нем прописаны обязательные для всех подписавшихся участников рынка этические правила использования рыночной силы и содействия развитию конкуренции. Кодекс подписали Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Союз Независимых Сетей России, Союз российских пивоваров,  Союз производителей алкогольной продукции и Российская гильдия пекарей и кондитеров. Также к Кодексу присоединились участники потребительского рынка Рязанской, Московской, Калужской, Волгоградской областей и ряда других регионов.

С 1 июля 2018 года начинает работу система «Меркурий», предназначенная для предпринимателей, которые производят или продают продукцию животного происхождения.  Все это делается для того, чтобы свести оборот фальсифицированной продукции животного происхождения если не к нулю, то хотя бы к разумному минимуму.

Марина Мароховская

Теги: Роспотребнадзор, фальсификат, Росконтроль