ВШЭ предрекла российской экономике кризис уже через год-полтора

Фото из открытых источников

21 августа 2019 12:10:44

2000

Новый кризис, выражающийся в падении ВВП, росте инфляции и бюджетных трудностях, ждет российскую экономику примерно через год-полтора

Так считают эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

«Если торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира – США и Китаем – достигнет точки кипения и, соответственно, на какой-то период почти наверняка замедлятся темпы роста экономик указанных стран, это мгновенно приведет к заметному снижению мировых цен на сырьевые торгуемые товары и создаст значительные трудности для основного российского экспорта», – отмечается в их обзоре «Деловая активность российской промышленности в июне-июле 2019 года».

Если страны из первого десятка мирового рейтинга по объемам номинального ВВП войдут в состояние экономической рецессии, а еще хуже – в финансово-экономический кризис, то это неминуемо отразится на российской экономике. Эксперты напомнили, что падение российского ВВП в 2009 году составило 7,8% – худший результат среди стран «большой двадцатки».

Насколько оправданны ожидания, что проблемы в мировой экономике приведут к кризису у нас? Если верить заверениям властей, отечественная экономическая система выглядит достаточно здоровой, в частности, благодаря накопленным резервам. Но насколько она готова к таким вызовам, особенно учитывая системные проблемы, связанные с отсутствием структурных реформ, санкциями и сохраняющейся сырьевой зависимостью? Не откажемся ли мы отброшены в развитии на годы назад, особенно учитывая и без того ничтожные темпы роста сейчас?

«Российская экономическая система сейчас выглядит сбалансированной, но это только на первый взгляд. Все основные усилия властей, направленные на стабилизацию, заключены в пуле крупнейших компаний и инфраструктурных проектах, остальное выживает, как умеет. Бюджет накачивается налоговыми поступлениями со всех сторон, в основном из бизнеса и населения, обновления производственных мощностей так и не произошло, а кажущаяся стабильность в сегменте занятости основана все на том же чудовищно разросшемся неэффективном рынке труда. Ухудшение внешних условий вынудит крупные предприятия снизить активность – это тут же отразится на благосостоянии населения, а оно и так оставляет желать лучшего. Люди снова окажутся в осложненных условиях, поток денег в бюджет сократится – и здравствуй, рецессия. Если опираться на внешний фон, ситуация выглядит именно так», – сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

«Если вести речь о подготовке к кризису, то уместно вспомнить выражение Уинстона Черчилля «Генералы всегда готовятся к прошлой войне». Так и тут с кризисом: власти не всегда могут предсказать наперёд, каким кризис будет в этот раз и насколько серьезными будут последствия, и именно поэтому готовятся к тому, что было в прошлый раз. В нашей текущей ситуации можно сказать, что российские власти подготовились к конъюнктурному кризису, который чаще всего, имеет V образную форму. А именно быстрый спад, который сменяет такой же быстрый подъем, а значит, и главная защита от такого кризиса – это наличие финансовой подушки, которой должно хватить, чтобы пересидеть самую острую фазу спада. Как правило, она продолжается не более 1,5-2 лет, и в предыдущие разы России на это хватало несколько сот миллиардов долларов. В этот раз резервов у России еще больше, но основная проблема заключается в том, что и нас, и мир, вероятно, ожидает не конъюнктурный кризис, а структурный. Спад у него может быть как медленным, так и быстрым, но вот выход из него всегда затягивается – в этом и главное отличие, и собственно отсюда название структуры. И тут возникает вопрос: что делать, если старые рецепты и инструменты не работают, а на разработку и внедрение новых уходит слишком много времени. А к такому мы пока не готовы. Для нашей страны в предстоящем кризисе есть два основных варианта. В первом, за счет траты накопленных ЗВР, мы можем достаточно плавно войти в этот спад (денег хватит на 2-3 года), но очень долго и болезненно из него выходить. А второй вариант подразумевает быстрый и жесткий спад без расходования ЗВР, и потом за их счет перестройка экономики с ориентиром на несырьевые сектора и внутренний рынок, с шансом на выход на внешние рынки, когда ситуация начнет улучшаться. Второй вариант выглядит более предпочтительным, однако в нем очень высоки риски устойчивости текущей политической системы, поэтому очередного спада уровня жизни граждане могут просто-напросто не вытерпеть, особенно с учётом достаточно высокой кредитной и долговой нагрузки», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Антон Быков, главный аналитик ЦАФТ (Центр аналитики и финансовых технологий).

«Говоря о глобальном финансовом кризисе, нужно отметить, что его точное время еще не удалось угадать никому. Однако в текущих реалиях нужно учитывать тот факт, что мировая экономика находится на пике цикла, и нестабильность торговых отношений между крупнейшими странами, провоцируемыми США, только увеличивает шанс наступления ее спада в перспективе ближайших двух лет. При наступлении финансового кризиса первыми страдают финансовые и сырьевые активы, что негативным образом отражается на стоимости «черного золота», цена которого является важным фактором наполнения бюджета таких стран, как Россия. Для того чтобы ослабить негативный эффект от внешних шоков, странам, где превалирует сырьевая экономика, жизненно важно иметь подушку безопасности в виде солидного объема ЗВР, который в сложные времена поможет переждать финансовый шторм. Для граждан стран с развивающейся экономикой, чьи валюты не входят в число резервных, единственным действенным способом сохранить сбережения по-прежнему остается покупка корзины валют, в которую исходя из рыночной конъюнктуры войдут разными частями американский доллар и евро», – предположил в беседе с «Гражданскими силами.ру» Сергей Дроздов, аналитик ГК «Финам».

«Одной из причин кризиса называют торговую войну между США и Китаем. Так сложилось, что товарооборот между США и Китаем не может быть компенсирован товарооборотом Китая и России. Даже независимо от эскалации торгового конфликта товарооборот составил почти 634 млрд долларов за прошлый год, где большую часть составил китайский экспорт на сумму более чем 477 млрд долларов. Если учитывать растущую напряженность между США и Китаем, то теоретически можно предположить, что Китай будет наращивать товарооборот с Россией, но для самого Китая российский рынок несколько маловат. Если учитывать данные Федеральной таможенной службы России, то в прошлом году товарооборот составил в 6 раз меньше, чем товарооборот между США и Китаем. Но если так подумать, то макроэкономический эффект от торговых войн отражается не только на России, но и на многих других странах. Однако США косвенно наносят удар по экономике России, так как на общем фоне торговой войны снижается и спрос на природные ресурсы, которые активно используются за рубежом. Например, снижение спроса на энергоносители приводит к снижению спроса на нефть, которая, в свою очередь, из-за торгового конфликта никак не может стабилизироваться и торгуется не выше 60 долларов за баррель, что отнюдь не приносит радужных перспектив для российского бюджета. Получается целая цепочка негативных факторов, ослабление рубля и экономический застой провоцируют отток инвесторского капитала из России. Напрашивается простой вывод: пока торговый конфликт не будет исчерпан, не стоит ждать улучшение экономики в России. Для того чтобы хоть как-то компенсировать снижение цен на нефть и все вытекающие из этого последствия, давящие в том числе и на рубль, Минфин будет сокращать закупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила. А исходя из того, что торговые представители Китая и США не добились в переговорах значимого продвижения, то и окончания торговой войны ожидать в ближайшей перспективе не стоит. Главная проблема торгового конфликта заключается в том, что стремительный рост экономики в Китае обусловлен субсидированием целевых отраслей, при этом США добиваются максимальной открытости от Китая, которую они не хотят демонстрировать. Китай, в свою очередь, не хочет показаться на мировой арене марионеткой в руках США, сталкиваясь с жесткими тарифами, в связи с чем рост ВВП в России замедлится и может составить не выше 1,5%. Но о глобальном экономическом кризисе пока говорить рано», – сказал «Гражданским силам.ру» Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра».

Сергей Путилов
Теги: ВШЭ, торговая война, экономический кризис, ВВП