Украина: тревожное сегодня-неопределенное завтра

Украина

20 января 2014 17:47:32

960

События на Украине будоражили мировую общественность практически весь декабрь.

Практически весь мир затаив дыхание ждал, чем же разрешится ситуация на Украине, когда наконец разойдется Евромайдан и руководство страны и оппозиция придут к какому-либо компромиссу.

Однако, однозначный ответ на этот вопрос в настоящее время, ни в силах дать ни один компетентный эксперт и политолог. Протесты на Майдане то затихают, то вспыхивают с новой силой. При этом, люди, как ни странно, не торопятся покидать площадь независимости. Там по-прежнему расположен лагерь митингующих, которых в связи со вчерашними столкновениями с полицией становятся все больше и больше.

Напомним, что поводом для конфликтов с сотрудниками правоохранительных органов послужил их отказ пропустить митингующих к зданию Верховной Рады. Дело в том, что накануне парламент Украины принял ряд законопроектов, которые вызвали возмущения в обществе.

Во-первых, бюджет страны на 2014 год был поспешно принят во втором чтении, что объясняется несогласием оппозиции относительно его отдельных пунктов.

Кроме того, был одобрен порядок ведения заочного уголовного производства, образована специальная комиссия по расследованию фактов применения силы во время мирных собраний, а также введена уголовная ответственность за разрушение памятников советским воинам и т.д.

Примечательно, что ряд экспертов не видят в этих законах не только ничего экстраординарного, но и считают их бесполезными и бессмысленными. В частности, об этом высказывался, известный отечественный политолог Г. Павловский, в интервью «Вечерней газете».

Но именно такие на первый взгляд не слишком значительные меры послужили катализатором одних из самых жестоких за всю современную историю Украины столкновений граждан с оппозицией. Действительно, то что, происходило этой ночью в Киеве, было страшно даже для страны, пережившей оранжевую революцию, два месяца Евромайдана и многое другое. Баррикады из сожженных автомобилей, сожжение 4 милицейских автобусов, около 100 пострадавших, из которых 50 госпитализированы.

Таким образом, встает уместный вопрос: что так разозлило украинцев? Неужели несколько принятых Верховной Радой законов? Вряд ли. По мнению многих психологов и экспертов, у сторонников Евромайдана, впрочем, как и у всего населения Украины, просто «сдали нервы». 2 месяца Майдана, переговоров, уговоров, встреч – и практически никакого результата, никакого конструктивного решения ни со стороны властей, ни со стороны оппозиции, которая также не в состоянии предложить какого-либо эффективного решения затянувшегося кризиса.

В большинстве своем, неопределенность положения, осознанность раскола страны, отсутствие единого видения развития Украины, угнетают ее граждан. Вероятно, только сейчас они начинают понимать, что ни руководству государства, ни оппозиции, по большому счету, сказать нечего – так как они не знают, как будет развиваться ситуация дальше.

Главная задача действующего Президента страны В. Януковича – это продержаться еще год, до следующих выборов, а дальше население страны пусть само решает, куда ему двигаться дальше и с кем развиваться. Оппозиция же всеми силами стремиться упрочить свое влияние в обществе.

При этом, ее победа для достаточно большого количества людей (имеются ввиду жители Восточной и Южной Украины) может обернуться катастрофой. Их ориентация на Россию может, таким образом, способствовать негативному отношению и проведение на данных территориях жесткой политики по сворачиванию русского культурного влияния.

Однако не стоит так далеко забегать вперед. По мнению известного российского политолога Д.Орлова, существенных угроз единству украинского государства нет. Единственное, что нужно Украине, а точнее ее власти,  - это применение более решительных и жестких мер.

Именно такую позицию Орлов выразил в интервью «ГС». Что касается российско-украинских отношений, то здесь России следует вести более осторожную политику и осуществлять тщательный контроль за средствами, выделяемыми украинской стороне для разрешения кризиса. При этом, политолог считает, что как в настоящее время, так и в дальнейшем, отношения между Россией и Украиной будут строиться исключительно  на основе взаимных интересов и никакой «платы за братство» осуществляться не будет.

С другой стороны, если говорить о русско-украинских связях, то здесь следует заметить, что они имеют куда более глубокие основания, чем скажем, связи России с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и другими азиатскими странами ближнего зарубежья, с которыми российское руководство в последнее время пытается установить тесные дружественные отношения с целью распространения и усиления своих позиций в данном регионе.

Посудите сами, язык, культура, менталитет, наконец, исторические традиции – всегда были у русских и украинских народов схожими. Объединяет нас к тому же и единая религия – православие. У многих россиян в Украине проживают близкие или дальние родственники, с которыми, так или иначе, поддерживаются связи. О зависимости украинской экономики от российской  вообще говорить не приходиться.

Таким образом, то, что Россия стремиться оказывать соседнему государству посильную помощь, «вытягивать» ее из кризиса, демонстрирует то, что нашему народу не все равно. Это говорит о том, что мы памятуем о нашем общем прошлом и надеемся на совместное счастливое будущее. При этом Россия, вовсе не претендует на суверенитет Украины – в конце концов у них свое государство, своя система власти и свои внешнеполитические амбиции.

Однако, если между нами столько всего общего, если мы так тесно связаны, то зачем нам отвергать друг друга? зачем разрушать то, что создавалось веками? зачем, наконец, стремиться в чужеродную Европу, с которой кстати говоря, на протяжении  своего исторического развития украинский народ боролся, дабы не быть ей порабощенной?

Как действующие украинские власти, так и оппозиция должны, таким образом, ответить всем жителям страны на эти вопросы. Только в этом случае украинцам удастся определить,  куда им следует двигаться дальше и только так в обществе возникнет стабильность и определенность, которую так жаждут получить граждане Украины.  

Виктория Цуран, Марк Белинский
Теги: Украина, Евромайдан, внешняя политика, Россия