Один не признает, второй не приглашает
10 сентября 2013 00:00:00
Мосгоризбирком вчера огласил окончательные результаты выборов мэра Москвы, согласно которым Сергей Собянин одержал победу в первом туре. Его главный оппонент Алексей Навальный, занявший второе место, заявил, что не признает их результаты, и предложил врио мэра Москвы провести переговоры. В штабе господина Собянина, который поначалу сам предложил господину Навальному встретиться, в возможности проведения каких-либо переговоров в итоге усомнились
Подсчет всех 100% бюллетеней на выборах мэра столицы Мосгоризбирком (МГИК) завершил вчера лишь к восьми утра. По данным МГИКа, Сергей Собянин одержал победу в первом туре, набрав 51,27% голосов избирателей. Его основной конкурент Алексей Навальный финишировал с 27,3%.
В ночь подсчета голосов врио главы города заявил, что не удивлен высоким результатом оппонента, и призвал не допускать противостояния между сторонниками разных кандидатов. «Очень важно, чтобы мы не разделяли город на части, не противопоставляли людей друг другу,-- заявил Сергей Собянин.-- Мы должны понимать, что за нами стоят люди, и не толкать их стенка на стенку». При этом он изъявил желание встретиться с господином Навальным: «Я приглашаю его. Пусть приходит».
Штаб Алексея Навального ответил ближе к середине дня. Оппозиционный кандидат отказался признавать итоги выборов и потребовал пересчета голосов на участках, где, по мнению штаба, могли быть нарушения, и проверки реестров заявок по голосованию на дому. Также господин Навальный настаивает на проведении второго тура. Обсудить все это Алексей Навальный предложил Сергею Собянину на открытых переговорах с участием начальников штабов кандидатов, главы МГИКа Валентина Горбунова и представителя господина Навального в комиссии Андрея Бузина, а также представителей организаций, обеспечивающих контроль над выборами. Руководитель общественного центра наблюдения, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов сразу же заявил, что проведение такой встречи он считает правильным и готов в ней участвовать.
Но источник «Интерфакса» в штабе Сергея Собянина заявил, что обсуждать пересчет голосов победивший кандидат не считает нужным: «Правильность подсчета голосов можно оспаривать либо в избиркомах, либо в суде». Собеседник в пресс-службе штаба заявил «Ъ», что окончательное решение о встрече господина Собянина с Алексеем Навальным пока не принято. Представитель господина Навального в МГИКе Андрей Бузин также сообщил «Ъ», что к нему по поводу организации переговоров никто из представителей городской власти не обращался.
Причины демотивации
Эксперты и представители московской власти объясняют неуверенный результат Сергея Собянина в первую очередь низкой явкой. «Когда я впервые увидел данные социологов о том, что у Собянина будет 66%, я сразу сказал: граждане, будьте бдительны, нужно прийти и проголосовать, а не просто ответить по телефону»,-- сказал «Ъ» спикер Мосгордумы (МГД) единоросс Владимир Платонов. По его мнению, часть избирателей господина Собянина и других кандидатов (например, Ивана Мельникова) не пришла на выборы, «будучи уверенной, что те, кто придет, выберут самого достойного».
«Это пощекотало нервы и повлекло ошибочные выводы о том, что это (результат Сергея Собянина.-- »Ъ") — мало",-- сказал глава МГД, подчеркнув, что победа при этом сомнению не подлежит. «Власть недооценила протестность избирателей,-- пояснил “Ъ” глава фракции КПРФ в МГД Андрей Клычков.-- Надежда на явку сыграла злую шутку, 8 сентября — не тот день, когда москвичи готовы прийти на участок». «Сказался день голосования в сентябре»,-- отмечает и глава фракции «Единая Россия» в МГД Андрей Метельский. Он добавил, что сказалась и «излишняя скромность» Сергея Собянина.
«Он воспринял как сам собой разумеющийся факт: если я тружусь на благо города, то город мне должен отплатить тем же самым». Город же на протяжении кампании видел, как врио мэра сначала долго думал: принимать ему участие в дебатах или нет. Затем Сергей Собянин отказался и от большинства прямых встреч с избирателями, направив на них своих доверенных лиц. Штаб господина Собянина возглавила работавшая долгие годы в правительстве Юрия Лужкова Людмила Швецова, и кандидат вел довольно молчаливую кампанию: посещал строящиеся объекты, избегал публичных выступлений, один раз спустился в метро и прокатился на велосипеде.
Накануне «дня тишины» он принял участие в открытии Алабяно-Балтийского тоннеля. При этом федеральные и московские телеканалы наиболее подробно освещали в эти месяцы именно деятельность Сергея Собянина. А за несколько дней до дня голосования Владимир Путин назвал врио мэра «молчуном», но «опытным человеком», который работает «без шума и пыли». Президент со ссылкой на соцопросы прогнозировал господину Собянину результат «за 60%».
Господа Платонов и Метельский подчеркивают, что некорректно сравнивать результаты Сергея Собянина и Юрия Лужкова, минимальный результат которого в 1999 году был 69,9%, поскольку «ситуация была другая». В то же время, утверждает Андрей Метельский, хотя Юрий Лужков и был «избран законно», у него «было больше возможностей для фальсификаций, а Сергей Семенович это заранее устранил». «Лужков покупал людей, демонстрируя, что к каждой пенсии и зарплате добавляет из своего кармана, хотя это были бюджетные деньги»,-- объясняет политтехнолог Марат Гельман.
Политтехнолог Лев Павлючков не исключает, что «существует тенденция на то, чтобы снизить федеральный потенциал Собянина, так что это не игра в реальную демократию, а ослабление позиций мэра как федерального политика». «Боролись и менялись три группы: первая хотела провести выборы чисто и завершить сюжет с Болотной, вторая предлагала просто посадить Навального, но выиграла группа старых политтехнологов, которые полагаются на административный ресурс»,-- отметил господин Гельман. По словам муниципального депутата Дорогомилово Зои Шаргатовой, административные рычаги включились, но поздно, пенсионеры «вставали в очередь» за продуктовыми наборами ко Дню города: «Но они гречку съели, а на выборы не пошли».
Успехи агитации
Высокий процент голосов за Алексея Навального эксперты объясняют неспособностью Сергея Собянина мобилизовать свой электорат и агрессивной предвыборной кампанией, развернутой оппозиционером. «Изначально все говорили, что потолок для Навального — это повторить результат Михаила Прохорова, который на президентских выборах набрал 20% и почти 900 тыс. голосов,-- говорит политтехнолог Олег Матвеичев.-- За Навального же в итоге проголосовало чуть больше 600 тыс., он вычерпал максимум из того, что смог». С ним согласен и директор «Левада-центра» Лев Гудков: «Власть попала в собственную ловушку и, будучи полностью уверенной, что ресурса хватит на победу с огромным отрывом, демотивировала своих сторонников». Господин Гудков отмечает, что конечная явка оказалась даже ниже, чем на выборах Мосгордумы в 2009 и 2005 годах.
Политолог Александр Кынев не согласен с тем, что низкая явка помогла оппозиционеру: «Чем выше была явка в районе, тем больше там получал Навальный». По его словам, власть сознательно играла на понижение явки: «Выборы перенесли на начало сентября, информирование избирателей о них было чудовищным, участки переносились, агитации по основным медиа не было. В итоге единственным, кто работал на повышение явки, был сам Навальный».
За время кампании ежедневно по городу дежурило несколько десятков агитационных кубов, на которых волонтеры раздавали газету в поддержку кандидата. Господин Навальный проводил по несколько встреч в день с избирателями в разных районах Москвы. По итогам каждой встречи для каждого района были подготовлены отдельные тиражи агитационной газеты, и, по опросам «Левада-центра», к концу кампании 69% москвичей заявили, что встречали агитацию за Алексея Навального (у Сергея Собянина был 61%).
Политолог Станислав Белковский подчеркивает, что с точки зрения предвыборной тактики агитация, сосредоточенная на фигуре Алексея Навального, оказалась более удачной — кампания «голосуй за любого кандидата, кроме Сергея Собянина» таких результатов бы не дала. Экс-советник Юрия Лужкова Константин Затулин отмечает, что Алексей Навальный «вел агрессивную кампанию, поэтому получил такой результат».
«Чисто психологически администратору Собянину некомфортно бороться с популистом, который вытаскивает его на площади и дебаты,-- указывает господин Затулин.-- Чтобы бороться эффективно, нужны кандидаты, похожие на Лужкова, готового в любой момент станцевать и провести фестиваль пива». Интерес к господину Навальному, по словам Константина Затулина, «взвинтили и события вокруг него: уголовные дела и отказ от препровождения в зиндан сработали не во вред, а на пользу ему».
Илья Барабанов, Таисия Бекбулатова
Источник: http://news.mail.ru/