Дают ли СМИ "пищу для ума"?

СМИ

07 апреля 2014 09:41:28

758

Сегодня как в России, так и во всем мире большое внимание уделяется роли СМИ в формировании повестки дня, а на ее основе общественного мнения как такового.

Никто не будет отрицать того факта, что основную информацию о происходящих в мире событиях мы получаем из всевозможных источников,  к которым мы имеем доступ. К ним относятся: телевидение, радио, интернет, а также традиционная печатная пресса, которая продолжает играть значительную роль.

Количество существующих источников информации, а также скорость ее распространения не ставит под сомнение факт того, что определенный стиль мировоззрения и мышления все же может быть сформирован у групп населения, которые  ежедневно становятся потребителями новостей преподносимых под особым углом.

Тем не менее, на всякое действие найдется противодействие. В условиях всеобщей усталости от потока однотипных данных население перестало доверять СМИ как институту информирования граждан. Возможно,  общество стало воспринимать любую информацию как посягательство на право свободно мыслить и не зависеть от навязываемого мнения. К тому же населению сложно вычленить в тех объемах ежедневно выливаемой в пространство информации крупицы правды и действительно стоящих мнений, которые способны сформировать в их сознании адекватную картину современного мира.

В связи с этим, сетевое издание «Гражданские силы.ру» организовало онлайн опрос, в котором решило выяснить, считает ли население, что «каша в голове» является пищей для ума? Результаты оказались весьма неожиданными.

Всего в опросе приняло участие 465 респондентов. Из них 53% считает, что пищей для ума является «чтение хороших книг», 20% ответили, что каша в голове не является пищей для ума, 18%, что является. 5% отдали предпочтение шоколаду, и только для 4% прошедших опрос граждан, поводом для каких-либо размышлений, а также источником новой информации являются СМИ.

Естественно, что надо делать скидку на различного рода погрешности, которые возникают при проведении подобных опросов. Во-первых, количество ответивших не позволяет составить полную картину касательно взглядов населения. Во-вторых, по причине того, что опрос являлся анонимным и проводился в интернете, мы не можем точно сказать, какие группы население предпочли тот или иной вариант из пяти предложенных ответов.

Тем не менее, достаточно шуточная формулировка самого вопроса помогла выявить некоторые тенденции и закономерности, существующие в современном российском обществе.

С одной стороны, радует тот факт, что большинство (53%) для получения адекватной информации избрали проверенный веками источник – книги. Это может свидетельствовать о двух принципиально значимых моментах. Во-первых, население в России «думающее». Во-вторых, граждане способны сделать выбор в пользу того, что на их взгляд является самым достоверным источником информации.

С другой стороны, предпочтения, отданные СМИ (4%), ставят под вопрос смысл существования масс-медиа как такого. Ведь если обратиться к истокам и вычленить основную функцию СМИ – информирование население о происходящих в мире событиях, проведенный опрос показывает, что доверие населения к этому источнику не то, что минимальное, а практически сводится к нулю.

Таким образом, можно поставить вопрос о том, что современные СМИ нуждаются в кардинальном изменении своего имиджа и восприятия в глазах населения. Для этого каждое издание, каждый информационный ресурс должен взять на себя ответственность за качество и достоверность предоставляемой ими информации, перестать дискредитировать себя в глазах населения, прогибаясь под какую-либо политическую или финансовую силу, и, наконец, начать поставлять населению такие информационные поводы, которые смогут действительно стать «пищей для размышления», а не формирующим общественное мнение в особом ключе институтом. 

Анна Левашкина
Теги: опрос, Гражданские силы.ру, СМИ, информация