Рынок готовой еды к 2030 году вырастет в три раза

21 июня 2025 15:14:00
В ходе ПМЭВ-2025 представитель одного из крупных российских банков заявила предпринимателям, что к 2030 году рынок готовой еды без учета сегмента ресторанов и кафе вырастет в три раза до 3 трлн рублей в год
В связи с этим бизнесу предложили идти в ногу со временем и брать кредиты на развитие этого направления.
В ближайшие несколько лет инвестиции в производство готовой пищи составят не менее 300 млрд рублей, а места на рынке должно хватить как крупному, так и малому бизнесу. Ставка будет делаться на молодое поколение, не привыкшее стоять на кухне, а еда должна становится более здоровой.
«Я бы не стал прогнозировать степень роста рынка готовой еды к 2030 году, — сказал изданию «Гражданские силы.ру» кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Вопрос спорный и зависит от многих факторов. Но несомненно, что этот рынок развивается очень быстро. Прежде всего это происходит в больших городах, где кроме возможности приобрести продукт в торговых сетях широко развита сеть доставки. Уже подключают к этой работе роботов, не исключено, что когда-нибудь и дроны будут обеды и завтраки доставлять.
Люди старшего возраста относятся к покупке готовой пищи с долей скептики. Это нормально, но на смену приходят новые поколения, у представителей которых совсем другое мышление: «Готовить и стоять у плиты мы не хотим, не умеем, да и времени у нас нет». И они во многом правы. Чтобы приготовить еду самому сначала надо пойти в магазин и купить продукты, потом все это надо чистить, резать, парить, варить. Экономия времени очевидная. В крупных городах в ближайшие годы привыкать к готовой пище будут все больше. Что касается распространения рынка на города поменьше и совсем небольшие, то здесь все зависит от спроса. Очевидно, что услуга будет появляться там, где у людей будет хороший заработок.
Считаю, что для потребителей готовая еда выгоднее, чем приготовленная самостоятельно. Мы покупаем готовый продукт, и на этом наши траты заканчиваются. Когда готовим сами, расходуем газ, электричество, а самое главное — свое время, которое можно посвятить чему-то более продуктивному. Не думаю, что здесь можно спорить и о качестве еды. Да, мы любим домашнюю пищу, но могу сказать с полной ответственностью, что так, как готовят в хороших ресторанах, вы дома не приготовите никогда. Считаю, что те, кто с этим не согласен, нигде не был кроме пельменной».
Ранее было проведено исследование, которое спрогнозировало рост рынка готовой еды к 2030 году в 2,7 раза с учетом общепита. Доля розничной торговли будет неуклонно расти. Рост продаж только готовой еды эксперты оценили в 4,3 раза, чему способствуют возможность постоянно обновлять ассортимент и более низкие цены по сравнению с кафе и ресторанами. Ритейлеры готовы наращивать продажи готовой еды, вводить в эксплуатацию новые фабрики-кухни. Ожидается, что в скором времени они значительно вытеснят с рынка недорогие кофе и фастфуд, но не составят конкуренции ресторанам, у которых есть свой круг клиентов. Потенциальными клиентами сегмента могут быть граждане, проживающие в одиночку. Их количество растет. Если в 2010 году их насчитывалось 14 млн человек, то в 2021 году — 27,6 млн. Сдерживающими факторами могут стать общее сокращение населения страны, нехватка рабочих кадров в условиях расширения производства и недоверие к качеству продукции.
«Любые перспективные модели и расчеты основываются на сегодняшнем дне. К 2030 году рынок готовой еды действительно может значительно вырасти. Жизнь нам дает сложные задачи и диктует отход от каких-то прежних активностей, которые возможно перепоручить специально обученным людям или даже машинам. Стоимость рабочего часа часто стоит намного дороже усилий, затраченных на приготовление еды. Это время пригодится для других целей — хобби, спорта или просто отдыха. Конечно, в этом вопросе каждый решает для себя сам, но люди начали ценить свое время, поэтому доставка или покупка готовой еды становится все более актуальной. Во всяком случае, это ярко выражено в крупных городах.
Зачастую покупная готовая еда ассоциируется у нас с едой не лучшего качества. И надо сказать, что она действительно далеко не всегда является здоровой пищей, так как производители в погоне за спросом добавляют больше сахара, соли и даже консервантов. Пока еще не придуманы технологии, чтобы такая еда долго оставалась свежей. Мы не всегда уверены, что там, где ее делают, все соответствует санитарным и прочих нормам. Но развитие этого сегмента приводит к конкуренции, и производители должны быть заинтересованы в том, чтобы их продукт всегда был чистым, свежим, вкусным и полезным. К тому же на производстве можно грамотно соблюдать баланс жиров, белков, углеводов и витаминов, что умеет далеко не каждая хозяйка. Думаю, что со временем готовая еда прочно войдет в нашу жизнь. Раньше ведь были общественные прачечные, а теперь все делает стиральная машина прямо у нас дома», — считает диетолог Елена Соломатина.
Доля ритейла в питании вне дома составила в 2024 году 16%. По итогам текущего года этот показатель вырастет до 25%. Отмечается, что наибольший спрос сохраняется на блюда с макаронными изделиями, продажи которых в прошлом году увеличились в 1,6 раза. Но совсем ненамного отстают супы и бульоны. Их стали покупать чаще в 1,43 раза.