Серебренников знал о «прослушке», а Басманный суд арестовал его имущество
09 ноября 2017 17:18:28
Басманный суд Москвы наложил арест на имущество режиссера Кирилла Серебренникова, обвиняемого по делу «Седьмой студии».
«Арест наложен на счета в рублях и валюте, квартиру и автомобиль», — сообщила в интервью РИА Новости пресс-секретарь суда Юнона Царева, — «В частности, арестованы денежные средства, находящиеся на счетах, в сумме более 360 тысяч рублей, более 60 тысяч евро, и наличными — более четырех тысяч долларов. Кроме того, наложен арест на имущество обвиняемого Итина, а именно: на денежные средства свыше 80 тысяч долларов и пяти тысяч евро, а также на золотые изделия».
В мае в столичном театре «Гоголь-центр» и дома у его худрука Кирилла Серебренникова прошли обыски в рамках дела о хищении государственных средств в основанной им некоммерческой организации «Седьмая студия».
Кирилл Серебренников проходит обвиняемым по делу о хищениях на сумму в 68 миллионов рублей, выделенных из государственного бюджета на реализацию арт-проекта «Платформа». Соучастниками преступления следователи считают бывшего генерального продюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского, экс-генерального директора труппы Юрия Итина, бывшего главного бухгалтера Нину Масляеву и продюсера Екатерину Воронову.
В рамках дела следователи отправили в СИЗО Нину Масляеву и под домашний арест – Юрия Итина. Затем под стражу взяли Алексея Малобродского, а Кирилл Серебренников был помещен под домашний арест, где он встретит и Новый год.
Позднее Нина Масляева заключила сделку со следствием, и дала показания против других фигурантов, после чего в начале октября она была переведена из камеры СИЗО под домашний арест.
Остальные фигуранты этого «громкого» дела свою вину не признают.
Кроме того, по делу «Седьмой студии» задержана директор РАМТ Софья Апфельбаум.
По версии следствия, Апфельбаум, вступив в сговор с Серебренниковым, в 2011–2014 годах от имени Министерства культуры подписывала соглашения о предоставлении «Седьмой студии» субсидий на более чем 214 миллионов рублей и помогала согласовать отчетную документацию, содержащую завышенные сведения о количестве и стоимости мероприятий. Этим она, по мнению СКР, «способствовала хищению Серебренниковым и иными лицами бюджетных средств в размере не менее 68 миллионов рублей».
Софья Апфельбаум также не признает своей вины.
Сейчас под арест – домашний, или в СИЗО отправлены все фигуранты дела, кроме Екатерины Вороновой, которая, по данным следствия, на сегодняшний день находится за пределами России.
17 октября Кирилл Серебренников заявил в Басманном суде Москвы, что якобы несколько лет замечал слежку и знал о «прослушке» своих телефонных разговоров.
«Я и раньше заметил «прослушку», несколько лет назад, были и «жучки», и внешнее наблюдение», — цитирует режиссера РИА Новости, — «Даже официанты говорили мне, мол, у вас под столом микрофон закреплен».
Как отмечает РИА Новости, данные о внешнем наблюдении за фигурантами есть и в материалах дела.
«Тем не менее, я не покинул Россию», — отметил Кирилл Серебренников, номинированный в начале ноября на престижную театральную премию «Золотая маска» за спектакль «Чаадский» в театре «Геликон-Опера». Всего спектакль «Чаадский» получил четыре номинации. Серебренников номинирован как режиссер и художник по костюмам. На премию также выдвинуты дирижер Феликс Коробов и композитор Александр Маноцков. Постановка получила номинацию и как лучший оперный спектакль.
Как сообщила 2 ноября в интервью ТАСС генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина, всего на соискание премии выдвинут 61 спектакль, а торжественная церемония вручения «Золотой маски» состоится 15 апреля на новой сцене Большого театра.
Ряд общественных и театральных деятелей в России и за рубежом считают, что Кирилла Серебренников предположительно «преследуют по политическим мотивам».
По мнению председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина, «сегодня нужна консолидированная позиция театрального сообщества по делу «Седьмой студии», ареста Софьи Апфельбаум и других случаев дискредитации культурной сферы».
«Мы оказались действительно в чрезвычайной ситуации, которая вызывает у всех нас тревогу», — приводит РИА Новости выступление Калягина на расширенном заседании Союза театральных деятелей, — «Нам нужно, с одной стороны, выработать консолидированную позицию театрального сообщества, а с другой стороны, надо найти наиболее верные и взвешенные способы заявить о своей позиции обществу»
По мнению Александра Калягина, «в России развернута тщательно продуманная кампания по дискредитации культурной сферы, которая ведется по нескольким направлениям».
«Это не только дело Серебренникова, сейчас предъявлены обвинения и бывшему руководителю департамента поддержки искусства и народного творчества Софье Апфельбаум», — напомнил председатель СТД, — «Этот арест качественно изменил ситуацию, и наша задача — провести серьезный анализ законодательства, регулирующего поддержку искусства и контрольный надзор этой самой поддержки».
Александр Калягин обещал, что СТД создаст аналитический центр, призванный выработать алгоритм действий и обращение по поводу происходящего.
«В действиях режиссера Кирилла Серебренникова, обвиняемого в мошенничестве с государственными средствами, не было корысти, хотя нарушение закона, действительно, могло произойти», — сказал 18 октября в интервью РИА Новости председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.
Как сообщил Михаил Федотов, ранее СПЧ просил Следственный комитет проинформировать нас о сути предъявленного известному режиссеру обвинения, и о том, что послужило основанием для избрания в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста.
«В ответе СКР говорится, что в 2011-2014 годах на счет АНО «Седьмая студия» поступили бюджетные средства в размере 214 миллионов рублей», — рассказал глава СПЧ, — «Из них не менее 68 миллионов рублей обвиняемые лица похитили, «обналичив и распорядившись ими по своему усмотрению. Мне представляется вполне возможным, что, действительно, бюджетные средства были обналичены. Но вопрос – были ли они присвоены обвиняемыми? Про это в ответе СК России ничего не говорится. Насколько я понимаю, если бы у Кирилла Серебренникова обнаружилась вилла на Лазурном берегу Франции или двухпалубная яхта, об этом мы бы уже знали».
Кроме того, Михаила Федотова смущает содержащаяся в ответе СК формула «распорядившись ими по своему усмотрению», которая, по мнению главы СПЧ, может пониматься по-разному.
«Возможно, обвиняемые — а я думаю, что так оно и было на самом деле — использовали наличные деньги на реализацию театральных проектов, ради которых они и были выделены из бюджета, например, на приобретение костюмов, декораций, на оплату работы осветителей, артистов», — говорит Михаил Федотов, — «Конечно, в таких действиях есть нарушение закона, но я не вижу в них корысти. А мошенничество, в чем обвиняются Кирилл Серебренников и его коллеги, это корыстное преступление».
Между тем, в Кремле категорически отрицают «политический характер» дела Кирилла Серебренникова.
30 октября на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что у российских властей «нет желания преследовать деятелей культуры».
«Кирилла Серебренникова не преследуют за политические убеждения», — цитирует президента РИА Новости, — «Нет, там чисто финансовая основа всего этого малоприятного разбирательства. Да, он творческий человек, он художник. Вы знаете, кто только на меня с этим не выходил».
Путин напомнил, что сейчас ведется следствие в отношении нескольких известных культурных деятелей, включая замдиректора Эрмитажа и заместителя министра культуры. «Их тоже освобождать?» — спросил президент, — «Давайте будем относиться по-равному ко всем. Нет никакого желания кого-то «крючить», тащить, во что бы то ни стало, преследовать. Но мы все должны исполнять закон вне зависимости от того, каким видом деятельности занимаемся».
Ранее, 5 сентября, российский лидер также подчеркивал, что «к Серебренникову со стороны власти нет никаких вопросов, кроме одного: соблюдение закона в использовании бюджетных денег».
Петр Сергеев