Кто сбил малайзийский МН17?

Фото: 3mv.ru

25 мая 2018 13:32:06

3706

На этот вопрос уже почти четыре года пытается ответить Международная следственная группа JIT (Joint Investigation Team – ред.), занимающаяся изучением обстоятельств крушения рейса МН17 на востоке Украины.

В четверг, 24 мая, JIT объявила промежуточные результаты расследования, сразу вызвавшие сомнения.

Скоро исполнится четыре года с того трагического дня 17 июля 2014 года, когда на востоке Украины был сбит ракетой гражданский самолет — авиалайнер Boeing 777-200 Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Эта катастрофа стоила жизни всем 283 пассажирам и 15 членам экипажа. Однако до сих пор никаких однозначных выводов о виновных в этой трагедии нет, хотя еще в августе 2014 года к расследованию приступила созданная Международная следственная группа, изучающая обстоятельства катастрофы в небе над Донецкой областью.

Между тем, не дожидаясь начала следствия, буквально через час после катастрофы президент Украины Петр Порошенко обвинил в случившемся ополченцев Донбасса. На следующий день о том, что лайнер сбили ракетой, якобы выпущенной из «контролируемых повстанцами районов», заявил президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва. Буквально через несколько минут с точно таким же заявлением выступил тогдашний президент США Барак Обама, а два дня спустя Госдепартамент США объявил о наличии у него «доказательств» того, что Boeing сбили именно донбасские повстанцы. Однако ни тогда, ни сейчас никаких «доказательств» никто из «обвинителей» так и не представил, хотя, например, США могут располагать снимками со спутников-шпионов, свидетельствующими о том, что именно произошло в небе над Донбассом днем 17 июля 2014 года.

Но ни снимков со спутника, ни каких-то иных данных, свидетельствующих о причастности России к этой катастрофе, до сих пор нет. Куда-то «исчезли» и украинские авиадиспетчеры, направившие малайзийский самолет в точку обстрела, «пропали» и журналы боевого дежурства украинского расчета «Бука», и военнослужащие ВСУ, обслуживавшие эту установку, и сама установка «Бук», о прибытии которой в район боевых действий на Донбассе за несколько дней до падения «Боинга» с помпой объявили все украинские телеканалы.

Иными словами, «виновного» объявили еще до начала расследования, улик против России и ополченцев нет, зато остается масса вопросов к украинской стороне, но на Западе на эти вопросы не обращают внимания, и вот уже почти четыре года «уверенно» обвиняют в авиакатастрофе Россию».

Ничего нового не было сказано и на состоявшейся в четверг, 24 мая, пресс-конференции главы национального уголовного подразделения полиции Нидерландов Вилберта Паулиссена, заявившего, что зенитная ракетная установка, с которой была запущена ракета, сбившая лайнер, могла принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском. На этой же встрече с журналистами голландский прокурор Фред Вестербеке отметил, что следствие значительно продвинулось в расследовании крушения MH17, при этом прокурор признался, что пока следователи не могут сказать, кто и почему сбил Boeing. И главный голландский полицейский, и прокурор не стали также пояснять наиболее спорные утверждения о «российском следе».

Следователи из Нидерландов, Бельгии, Украины, Малайзии и Австралии утверждают, что установили тип оружия, поразивший самолет – ракета серии 9М38, выпущенная ЗРК «Бук», и точное место ее запуска – поле неподалеку от населенного пункта Первомайское, которое, по их сведениям, находилось под контролем ополченцев. Следственная группа утверждает, что поразивший Boeing ЗРК «Бук» был доставлен из России, а потом возвращен обратно.

Минобороны России отвергло все обвинения, указав, что ни один ЗРК российских Вооруженных сил никогда не пересекал российско-украинскую границу.

В МИД России также назвали голословной версию следствия по катастрофе Boeing в Донбассе и обвинили следствие в предвзятости.

«Следственная группа проигнорировала собранную Россией информацию, – говорится в заявлении, опубликованном 24 мая на сайте российского МИД. – Следствие утверждает, что сбивший малайзийский MH17 ЗРК был приписан к воинской части в РФ Минобороны, но ни один ЗРК Вооруженных сил РФ не пересекал российско-украинскую границу, при этом следователи не учитывают предоставленные Москвой материалы России по катастрофе Boeing над Донбассом».

Как отмечают в МИД, авторы устроенной 24 мая «презентации» забыли упомянуть о том, что в Москве рассекретили и передали голландским экспертам и следователям прокуратуры технические и конструкторские данные ракет системы «Бук», предоставили результаты натурного эксперимента, выполненного производителем этого типа зенитных ракетных комплексов, АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Однако эти данные были проигнорированы следствием.

«Никаких доказательств представлено не было, если не считать красочно оформленного видеоролика, снятого на основе данных, сфабрикованных блогерами агентства Bellingcat, которые ранее уже были уличены в подтасовках фактов в поддержку гипотезы о российской причастности к крушению авиалайнера, – отметили в МИД России. – Налицо образец голословных обвинений с целью дискредитации нашей страны в глазах международного сообщества».

Ранее следственная группа выпустила документальный фильм, якобы доказывающий, что «Бук» был переправлен в Донбасс из России ополченцами. Кроме того, JIT ссылалась на записи неких телефонных переговоров. На пленке кто-то говорит, что нужен «Бук» для противодействия авиации противника. Но и сегодня следователи не прояснили, кому принадлежит этот таинственный «голос», чем подтверждается подлинность пленки и как она доказывает факт транспортировки «Бука» через российско-украинскую границу. Зато выводы JIT совпадают с версией знаменитой своими фейками «независимой исследовательской группы» Bellingcat, представители которой еще в июне 2017 года заявили, что по фотографиям в открытых источниках в Сети они якобы идентифицировали «Бук», сбивший лайнер Malaysian Airlines.

Теперь, если верить только что опубликованному отчету следственной группы, выходит, что российские военные за тысячу километров везли в Донбасс «Бук» с точно таким же номером, как и украинский «Бук», за сутки до того находившийся в ста километрах от места падения малайзийского самолета, о чем буквально за три дня до катастрофы сообщали украинские СМИ. Но следователи не обратили никакого внимания на это «совпадение» номеров, и ВСУ — вне подозрения. Согласно протоколу, подписанному при создании международной следственной группы, никакие сведения не могут быть разглашены следователями без разрешения Украины.

«Очевидно, что вхождение Украины в следственную группу было ошибкой, – сказал в интервью РИА Новости известный специалист в области авиационного права, профессор Эльмар Гимулла, подавший иск против Украины в ЕСПЧ от имени семей погибших пассажиров малайзийского лайнера. – Украина сама ответственна за эту катастрофу. Киев может влиять на ход расследования и сразу попросил следователей не публиковать ничего, что может показать причастность Украины к этой катастрофе».

Видимо, не случайно в 2017 году Министерство безопасности и правосудия Нидерландов в сообщении на сайте Госсовета Нидерландов заявило, что оно «не должно выпускать публичные отчеты по расследованию катастрофы Boeing 777 рейса MH17».

«Согласно решению Госсовета, в отношении расследования должен соблюдаться режим конфиденциальности, поскольку вопросы государственной тайны, единства государственной политики и интересы истцов важнее вопроса необходимости обнародования подобных данных», – говорится в заявлении, сделанном в ответ на обращение голландской газеты Volkskrant и телеканалов RTL и NOS, пожаловавшихся на трудности с получением информации по расследованию катастрофы MH17.

Сейчас в качестве «главного доказательств» следователи приводят то, что на корпусе двигателя нанесён номер 9д1318869032. В отчете указывается, что «9д131 относится к номеру ракетного двигателя типа 9M38 и/или 9M38M1, цифра 8 — это кодовое обозначение производителя, а именно: Долгопрудненского научно-производственного предприятия, расположенного в Москве, а число 86 указывает на год производства, и именно 1986 г. Число 9032 является уникальным идентификационным номером данного конкретного ракетного двигателя».

Обращает на себя внимание и то, что номер ракетного двигателя обнародован только сейчас, и нет даже снимков обломков ракеты с «номером».

Нынешний доклад – почти полная копия предыдущего доклада JIT, представленного в сентябре 2016 года и также содержавшего сведения о перемещении «Бука» по территории Донбасса. И тогда основанием для таких выводов стали вбросы в Сети все той же «независимой группы» Bellingcat.

Также, мимо внимания следователей прошло заключение специалистов российского концерна «Алмаз-Антей», считающих, что ЗРК стрелял украинской ракетой 9М38, боевая часть которой снаряжена поражающими элементами в форме кубиков, следы от которых обнаружены на корпусе самолета. Ракеты этой модификации выпускались до 1986 года, в 2011 году они были сняты с вооружения в российской ПВО, зато остались на вооружении ПВО Украины.

Не обратили следователи внимания и на то, что представители международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», а также зарубежные эксперты по авиабезопасности не раз обвиняли Киев в том, что он сознательно не закрыл небо для полетов гражданской авиации над зоной боевых действий, тем самым допустив саму возможность катастрофы.

«Россия не будет признавать итоги расследования крушения малайзийского Boeing MH17 на востоке Украины без допуска к следствию, – цитирует ТАСС заявление президента Владимира Путина. – Мы изначально предлагали совместную работу по расследованию этой трагедии, но, на наше удивление, нас к этому расследованию не допускают, тогда как Украина допущена, несмотря на нарушение ею международных норм, в частности, Киев не закрыл воздушное пространство над местом боевых действий».

В США выводы международных следователей о крушении MH17 безоговорочно поддержали.

«США полностью уверены в выводах Международной следственной группы, которая занимается расследованием крушения «Боинга» Malaysia Airlines под Донецком в 2014 году, – говорится в заявлении Госдепартамента, опубликованном на сайте ведомства. – Пришло время для России прекратить лгать и объяснить свою роль в катастрофе». 

Окончательные выводы Международная следственная группа должна представить до 1 января 2018 года, и уже объявлено, что суд по делу о катастрофе пройдет в Нидерландах.

Однако, судя по тому, как идет следствие, на Западе никак не заинтересованы ни в объективном расследовании, ни в объективном судебном рассмотрении. К тому же, в суде придётся заниматься оценкой доказательств, да и состязательность сторон еще никто не отменял, и тут обвинители России вполне могут «поплыть».

Заминка в «странном» расследовании дела рейса МН17 может быть связана с тем, что специалисты могли получили экспертные заключения или материалы, однозначно свидетельствующие об истинном виновнике авиакатастрофы.

Не исключено, что именно с этим связно «засекречивание» материалов дела, и, можно предположить, что об этом голландцев попросили в Киеве, предварительно повинившись перед Вашингтоном за «ошибку», стоившую 298 жизней.

Петр Сергеев
Теги: MH17, JIT, малайзийский боинг, БУК