Тереза Мэй выдвинула Москве ультиматум по «делу Скрипаля»
13 марта 2018 15:11:01
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй потребовала от России объяснить отравление в Солсбери экс-полковника ГРУ и агента британской разведки Ми6 Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
Требования Мэй заключаются в том, что «до вечера вторника, 13 марта, Москва должна правдоподобно объясниться по поводу отравления Скрипаля».
«В противном случае, мы будем рассматривать инцидент в Солсбери как военную агрессию России против Великобритании», — цитирует The Times «боевую» речь премьер-министра в парламенте Соединенного Королевства в понедельник 12 марта, — «За отравление Сергея Скрипаля и его дочери Юлии несет ответственность Кремль, который ибо организовал покушение на Скрипаля, либо же утратил контроль над нервно-паралитическим боевым отравляющим веществом».
При этом Мэй основывается не на конкретных факта и уликах, а только на персональной уверенности в том, что «у российских властей есть опыт устранения людей при помощи отравляющих веществ», а «Москва считает перебежчиков законной мишенью».
«Это косвенно доказывает причастность Кремля к покушению», — заявила премьер-министр.
Ко всему прочему, Мэй рассказала британским парламентариям о яде, которым отравился Скрипаль.
«Это яд разработали русские, и он называется «новичок», — заявила премьер-министр.
Согласно открытым данным и публикациям в СМИ, нервно-паралитические вещества серии «Новичок» были созданы в ГосНИИ органической химии и технологии еще в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов прошлого века, и в те времена этот яд считался одним из самых сильных в мире боевых отравляющих веществ. Как следует из открытых источников, химическая формула «Новичка» позволяет приводить его в действие непосредственно перед применением, а до того момента «хитрое» вещество остается абсолютно безвредным. Уже на закате СССР, в 1991 году, кураторы создания «Новичка» получили Ленинскую премию, и потом о «Новичке» благополучно забыли, пока 12 марта 2018 года о нем не вспомнила Тереза Мэй, посчитавшая российское происхождение вещества «прямым доказательством» его применения российскими спецслужбами и основанием для введения новых антироссийских санкций.
«Основываясь на идентификации этого химического вещества ведущими мировыми экспертами в лаборатории научно-технических оборонных исследований в «Портон-Дауне», нашем знании о том, что Россия ранее создала это вещество, информации об организации убийств российским государством, и нашим суждением о том, что Россия рассматривает некоторых перебежчиков как законные цели для убийств, британское правительство пришло к выводу, что Россия с большой долей вероятности несет ответственность за покушение на Сергея и Юлию Скрипаль», — заявила Мэй.
Напомним, ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил ТАСС, что тема отравления Скрипаля «не является вопросом Кремля», поскольку Сергей Скрипаль «работал на одну из британских спецслужб и был отравлен на территории Великобритании».
Примечательно, что свое заявление Мэй сделала, не дожидаясь официальных итогов расследования, которое ведется сейчас Скотланд-Ярдом и британскими спецслужбами. В Лондоне сразу назначили виновным Кремль и потребовали от Москвы «объяснить» отравление британского гражданина, происшедшее на территории Великобритании. При этом, Мэй не отреагировала на выступление лидера оппозиции Джереми Корбина, потребовавшего от правительства предоставить убедительные факты, подтверждающие «русский след», о котором так уверенно говорит премьер-министр Великобритании.
«Нам необходимо рассмотреть как доказательства, так и полный отчет российских властей в связи с возникшими свидетельствами, о которых говорила премьер-министр», — заявил Корбин на заседании парламента, — «Надо продолжать разумный диалог с Россией, а не просто обрывать контакты, позволив напряженности стать еще более опасной».
Оперативность, с которой в Лондоне отреагировали на инцидент в Солсбери, наводит многих экспертов на мысль, что отравление Скрипаля было частью заранее спланированной провокации британских и американских спецслужб, а главная цель этой «многоходовки» — создание повода для введения новых антироссийских санкций и бойкота чемпионата мира по футболу в России.
О «бойкоте» мундиаля-2018 уже через несколько часов после инцидента в Солсбери заговорил министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. Как сообщает британская пресса, 11 марта Джонсон также договорился с главой британского МВД Эмбер Радд о разработке нового проекта санкций против России, аналогичного «списку Магнитского» и предполагающего заморозку и арест активов 49 российских чиновников, подозреваемых в коррупции и нарушении прав человека.
Терез Мэй тоже говорит уже не только о бойкоте чемпионата мира.
«Если британские власти посчитают, что ответ Москвы не удовлетворяет критериям истины, то Лондон будет готов пойти гораздо дальше, чем после убийства экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко», — сказала Тереза Мэй, воздержавших от конкретизации своих угроз.
Угрозы Мэй «конкретизировала» британская The Guradian, опубликовавшая список мер, которые Лондон может принять против Москвы, если последняя «не объяснится».
«Великобритания может пойти на высылку российских дипломатов, объявить бойкот чемпионату мира по футболу-2018, а также отозвать лицензию на телевещание у телеканал RT», — пишет The Guradian, — «Кроме того, британское правительство может опубликовать информацию о банковских счетах и активах российских политиков и олигархов, арестовать эти средства, лишить британского гражданства всех россиян, получивших это гражданство за последние двадцать лет, и отключить Россию от системы обмена банковской информацией SWIFT».
По данным газеты, Великобритания, согласно статье 5 Устава ООН, может потребовать от стран НАТО согласия на наращивание британского военного присутствия у границ России, и официальное включение России в НАТОвский список «стран-пособников терроризма».
Очевидно, уже в среду 14 марта британское правительство может опубликовать список новых санкций против России.
В МИД Великобритании передали «ультиматум Мэй» послу России Александру Яковенко.
В Москве этот «ультиматум» восприняли как провокацию и «инсинуацию, представляющую собой очередную информационно-политическую кампанию».
«Цирковым шоу в парламенте» назвала речь Мэй официальный представитель МИД России Мария Захарова.
«Обвинения России в отравлении Скрипаля призваны спровоцировать нас на необдуманные действия», — заявила в эфире телеканала «Россия 24» Захарова, — «Перед сочинением новых сказок Лондон должен рассказать о результатах расследования предшествовавших дел о гибели бывших российских граждан — перебежчика из ФСБ Александра Литвиненко, олигарха Бориса Березовского и главного свидетеля по делу о смерти аудитора Hermitage Capital Сергея Магнитского, бизнесмена Александра Перепиличного, загадочно умерших на британской земле».
«Москва не оставит без ответа обвинения в свой адрес, и британцы должны знать, что натолкнутся на очень жесткий ответ со стороны России», — сказал в интервью РИА Новости член Совета Федерации Игорь Морозов, — «Наша позиция будет сдержанной, адекватной, но жесткой. Мы посмотрим, какой будет ход со стороны Лондона, и адекватно ответим на этот вызов».
Илья Сергеев