Пассажирские самолеты начали терять сигнал GPS при подлете к Сирии

Фото из открытых источников

23 марта 2018 11:37:10

2176

Электронные навигационные системы пассажирских лайнеров, включая системы глобального позиционирования GPS выдают неточные или ложные данные, препятствуя нормальному воздушному движению самолетов в Восточном Средиземноморье неподалеку от Сирии.

Это вызывает тревогу диспетчерских служб и авиакомпаний по поводу обеспечения безопасности полетов, сообщает Elinotourkika со ссылкой на кипрский источник Phileleftheros.

Эксперты связывают происходящее с развертыванием в Сирии новейших средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в ответ на обострившуюся угрозу повторения американской атаки на сирийские военные объекты.

В ночь с 6 на 7 апреля прошлого года американские войска нанесли удар 50 крылатыми ракетами Tomahawk по территории авиабазы «Шайрат» сирийских правительственных сил в районе города Хомс. При этом долетели до цели менее половины «томагавкой», что предположительно было обусловлено противодействием российских радиоэлектронных средств. Не является секретом, для Минобороны РФ — Сирия стала отличным полигоном для обкатки своих новейших вооружений. Не исключение — и средства РЭБ, играющие ключевой роль в современных вооруженных конфликтах.

Как пишут кипрские источники, из-за проблем с навигацией структурам гражданской авиации острова Кипр и Турции пришлось распространить чрезвычайные уведомления NOTAM (пакет правил обеспечения гражданских полетов и аэронавигационной информации). Так, в сообщении кипрского департамента гражданской авиации говорится, что командиры воздушных судов сообщают о частом прерывании сигналов со спутников GPS и других систем навигации в ряде районов, что создает риски для безопасности полетов. Кипрские воздушные власти связывают помехи в связи с работой электронных систем в районе боевых действий в Сирии. Отмечается, что проблема с навигацией особенно обострилась за последние три дня. Сбой идет в двух видах: исчезновение сигнала GPS или ложное определением местоположения воздушного судна.

Характерно, что жалобы пилотов на сбои систем позиционирования совпали с начавшейся на днях переброской в Сирию новейших российских вертолетов Ми-8 МТПР-1, оснащенных системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Рычаг-АВ», о чем сообщило Миноброны РФ.

Вероятно, речь идет о двух винтокрылых машинах. Система «Рычаг-АВ» считается одной из наиболее продвинутых в своем классе. По официальным данным, Ми-8 МТПР-1 способен обеспечить групповую защиту наземной техники и кораблей от воздушных атак и ударов ПВО противника в радиусе до трехсот километров. При этом, станция РЭБ «Рычаг-АВ» может размещаться не только на вертолетах и самолетах, но и на стационарных наземных или подвижных объектах, в том числе кораблях. Не исключено, что переброска Ми-8 МТПР-1 в Сирию вызвана участившимися атаками беспилотников ИГИЛ на российскую авиабазу Хмеймим. Однако, согласно распространившимся в СМИ сведениям, это не первый визит в Сирию воздушных «глушилок». Предположительно именно с ними связана невысокая результативно американского ракетного удара по авиабазе Шайрат, когда 36 ракет «Томагавк» (то есть почти две трети из выпущенных) сбились с курса.

В российском военном ведомстве, впрочем, эту тему предпочитают не комментировать. Переброска на сирийскую территорию двух машин несколько дней назад может быть обусловлено с развернувшейся зачисткой в Восточной Гуте, вызвавшей протесты мирового сообщества и обвинениями США сирийского правительства в использовании химического оружия. Так, Пентагон уже пригрозил, что располагает в регионе 600 крылатыми ракетами, базирующими как на кораблях ВМС США, так и на бомбардировщиках. Ранее стало известно, что ВВС США временно прекратили полёты над Сирией из-за развертывания российских средств РЭБ и сирийских ПВО. Неофициальные источники сообщают, что российские военные используя наземные системы радиоэлектронной борьбы, серьёзно препятствующие безопасным полётам американской военной авиации.

Ранее  заместитель гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Игорь Насенков сообщил журналистам, что российские системы РЭБ продемонстрировали свою высокую эффективность в ходе операции ВКС РФ в Сирии. В конце февраля, по информации международного интернет-портала Flightradar24 на российскую авиабазу в сирийской Латакии был переброшен новейший российский самолет-разведчик Ту-214Р. Он оснащен аппаратурой для радиоразведки и радиоподавления, которая способна перехватывать и подавлять широкий спектр радиосигналов начиная от сотовых телефонов до воздушных и наземных РЛС и систем РЭБ.  Еще одной системой радиоэлектронной борьбы, прошедшей испытания в Сирии стала «Красуха-4». Разработчики системы утверждают, что она обладает способностью не только ослеплять радары самолетов, сбивать с курса ракеты, но и гасить каналы управления беспилотников.

Смогут ли российские РЭБ сорвать массированную атаку американских «томагавков» на Сирию, если такая приключится, вопрос остается открытым. Почти половины из 50 крылатых ракет все таки -остигли авиабазы Шайрат в 2017 году. Впрочем, в Минобороны РФ уже пригрозили, что уничтожаться будут и сами носители крылатых ракет. То есть одними лишь средствами РЭБ дело в случае серьезной заварушки не ограничится. Кроме того, многое зависит от модификации этой ракеты-ветерана Если первые версии Tomahawk, выпуск которых начался еще в восьмидесятые годы прошлого века в основном использовали для наведения сигналы спутников GPS (на исчезновение которых сейчас жалуются пилоты гражданских самолетов), то последние модификации обладают куда более продвинутыми системами защиты от помех. Один из вариантов крылатой ракеты снабжен телеметрической системой контроля рельефа местности Terrain Contour Matching. Это значит, что система GPS для наведения на цель ей не нужна. Новейшая оптико-электронная система наведения ракеты DSMAC постоянно сканирует рельеф местности и сравнивает его с геоданными, заложенными в её внутренний компьютер, осуществляя тем самым коррекцию траектории. Чтобы запутать «томагавк», надо серьёзно изменить рельеф местности. Продвинутые приемники GPS обеспечивают высокий уровень точности и надежную помехоустойчивость к расположенным на земной поверхности источникам помех GPS. 

«Помехи сигнала GPS вполне могут быть вызваны средства радиоэлектронного противодействия. Например, кода пролетаешь мимо американской базы ПРО на Аляске, или натовских военных баз в Германии и США, на гражданских самолетах, тоже нередко исчезает сигнал GPS. Возникают помехи и в работе других электронных средств навигации. Не исключено, что нечто подобное наблюдается сейчас и при выполнении полетов в Восточном Средиземноморье. Однако хотя это и неприятное явление, но для экипажей гражданских воздушных судов, едва ли может представлять критическую опасность. Большинство современных лайнеров оснащаются множеством дублирующих навигационных систем. В том числе, инерциальными навигационными системами, приборами позиционирования с применением зондирования земной поверхности и другие. Кроме того, возможно изменение маршрутов полетов самолетов без захода в опасные зоны», — сказал «Гражданским силам.ру» заслуженный штурман РФ Эдуард Михайлов.

Сергей Путилов

Теги: GPS, РЭБ, Россия, Сирия