«Сегодня у нас в проекте не столько образование, сколько демография»: эксперты обсудили ситуацию с дошкольным образованием в России

Фото © «Гражданские силы.ру»/Ксения Куркатова

19 ноября 2019 21:47:11

401

Эксперты обозначили ряд проблем, связанных реализацией госпрограммы в регионах

19 ноября в рамках пресс-конференции «Формирование сети дошкольных образовательных организаций с учетом демографического прогноза: основные подходы, практический опыт» в пресс-центре «Гражданские силы.ру» руководители и педагогические работники образовательных организаций рассказали о том, как влияет демографическая ситуация на реализацию программы дошкольного образования в России, какие нормативные правовые акты учитываются при планировании сети дошкольных учреждений и какие тенденции наблюдаются в этой сфере.

В частности, участники мероприятия обсудили результаты анализа ныне существующей практики формирования основных документов, направленных на формирование сети образовательных учреждений, в том числе дошкольных (ФЗ «Об образовании РФ» (№ 273), ФЗ № 131, 134, 184).

Так, кандидат педагогических наук, замдиректора по науке, доцент кафедры образовательного и информационного права Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ Нина Ладнушкина подчеркнула, что «основным документом является государственная программа субъектов РФ».

«Субъекты РФ, разрабатывая свои государственные программы, должны опираться на наличие потребностей в местах в дошкольных организациях, на демографический прогноз (не все субъекты используют эти сведения), методические рекомендации министерства», — отметила Ладнушкина.

Эксперт обозначила ряд проблем, связанных реализацией программы в регионах. По ее словам, не всегда в полном объеме учитываются «материалы стратегического развития данного региона, все требования, в том числе предусмотренные действующими документами федерального значения. А также — градостроительного спектра (распределение сооружений для учреждений дошкольного образования в соответствии с плотностью заселения муниципального образования в пределах субъекта РФ)».

Причины, как отметила Н.Ладнушкина, кроются в нехватке финансирования: «Нужно провести ревизию, тщательно изучить действующие документы, привести их в соответствие с определенными требованиями».

Программа, по ее словам, разрабатывается для того чтобы достичь необходимых результатов, показателей, тем самым способствовать и развитию субъекта и отдельных муниципальных образований. В результате анализа были выявлены «рекомендации, для того чтобы они были актуальны, отвечали требованиям».

«Набирают темпы строительство новых сооружений, реконструкций, ныне уже действующих зданий, привлечение бизнеса в эту сферу, развитие негосударственного сектора, возможность использования частного государственного партнерства» — заключила она. — Тамбовская и Нижегородская, Брянская области учитывают практически все основные тенденции, показывая тем самым возможность решения данной программы».

Кандидат экономических наук, заслуженный профессор, ординарный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина подтвердила, что к планированию сети образовательных учреждений действительно вовлекают бизнес, в частности малое предпринимательство.

Она также отметила, что «государство взяло на себя дополнительное обязательство – к 2021 обеспечить стопроцентную доступность мест в учреждениях для детей до трехлетнего возраста (раньше в большей степени занимались группой от 3 до 7 лет, перекрыли те форматы, которые используются для раннего возраста)».

«Когда мы говорим о доступности, мы говорим по отношению к тем, кто стал в очередь. Даже в электронной очереди мы разделяем актуальный и потенциальный спрос. Наша задача — максимально сократить, если не ликвидировать, очередь, начиная с 1,5 до 3 лет. До полутора лет родители получают компенсацию», — пояснила  профессор НИУ ВШЭ.

Абанкина подчеркнула, что проект ориентирован на занятость женщин, помощь больше родителям, чем детям. Кроме того, «обеспечивается психолого-педагогическая и консультационная поддержка родителям, чьи дети находятся на семейном образовании».

«Сегодня у нас в проекте не столько образование, сколько демография», — заключила она.

На вопрос о демографическом прогнозе и о том, как его применять при разработке программы региона и муниципального образования подробно ответил кандидат экономических наук, научный сотрудник лаборатории экономического образования экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Арсений Синица.

«При составлении демографического прогноза нужно подходить к нему крайне дифференцированно и учитывать не только общую численность населения, но и отдельно  — численность детей. Муниципальная сеть должна быть основой, потому что только она позволяет всем родителям удовлетворить потребности по цене и по качеству, — отметил эксперт. — Проблема в том, что у нас очень большая региональная дифференциация по показателям рождаемости, причем даже внутри одного региона между сельской и городской местностью могут быть очень большие различия. И мы не можем опыт соседнего муниципалитета или региона, и основываться только на нем. Необходимы свои наработки».

Спикер также рассказал об «интересной с демографической точки зрения мере — объединении сельских детских садов и школ: «Есть детские сады, в которых используется только половина мощности. В этом случае муниципалитет может задуматься о том, чтобы закрыть детсад или объединить со школой, чтобы снять финансовую нагрузку».

На пресс-конференции также присутствовали региональные руководители образовательных организаций. В частности, завкафедрой управления развитием общего образования ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» Людмила Плеханова рассказала о ситуации в Ямало-Ненецком АО. По ее словам, зарплаты воспитателей региона приближаются к средней учительской, выделены конкурсные гранты для учителей ЯНАО и воспитателей.

В кулуарах она также рассказала о нехватке в регионе молодых специалистов и пояснила, как работают кочевые воспитатели: «Несколько детишек собираются, и они с ними занимаются. Есть кочевые воспитатели, которые ездят по местам вместе с ними. Есть на факториях, когда они приходят в определенное время, и там с ними занимаются. Вариантов очень много, это своя специфика».

Дарья Евсеева
Теги: дошкольное образование, Россия