Аналитики рассказали, как можно затормозить продовольственную инфляцию
16 февраля 2022 12:17:00
В России рост цен на продукты в январе достиг 11% по сравнению с показателем прошлого года. Сильнее всего подорожали овощи и фрукты, которые в январе год к году выросли в цене на 16%. Остальные цены на продукты питания в минувшем месяце тоже кусаются, подорожав на 10,48%. Больше всего в январе в цене прибавила капуста (15 %), огурцы (13,3 %) и помидоры (12,7 %). Бананы, морковь и свекла также ощутимо поднялись в цене — на 9 %, 7,2 % и 3,9 % соответственно
Тем временем, на ритейлеров продолжает оказываться давление. В январе ФАС предъявила требование торговым сетям, заключающееся в ограничении предельной наценки на хлеб, молоко, сахар и овощи размером в 5%, рассказал «Интерфаксу» источник в аграрной промышленности. Добровольно-принудительная «заморозка» цен, как ожидается, должна продлиться до 1 июля 2022 года, когда начнет подтягиваться новый урожай, что, как надеются в ФАС, поможет сбить цены, и в дальнейшем не злоупотреблять административной дубинкой.
Удастся ли сдержать рост продуктовой инфляции?
«Пока замедления продуктовой инфляции, к сожалению, не происходит. Это связано и с сокращением урожая в России в прошлом году по зерновым, картофелю, овощам; и с возобновлением роста цен на продовольствие на мировом рынке (индекс ФАО после краткого снижения в декабре прошлого года в январе продолжил рост); и с общим увеличением производственных и логистических затрат — так, по данным Минпромторга, в 2021 году цены на автоперевозки выросли примерно на 30%. В январе к этим факторам добавилось и ослабление курса рубля. Замедление роста цен на продукты питания, вероятно, можно ждать с августа-сентября, по мере расширения поставок агропродукции нового урожая. Однако здесь много неопределенностей, в том числе с учетом нового витка роста мировых цен на энергоресурсы, который сказывается на ценах конечной продукции», — рассказала Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ».
Можно ли считать достаточной поддержку населения в виде индексации тех же пенсий на 8,6%, если продуктовая инфляция уже выросла до 11%?
«Повышение пенсий на 8,6% (т.е. выше официальной инфляции за 2021 год, составившей 8,39%) вместо запланированной в бюджете индексации на 5,9% было представлено, как забота власти о пенсионерах и как исполнение обещаний, которые взяло на себя правительство в обмен на повышение пенсионного возраста. Это, безусловно, необходимая мера, но недостаточная, поскольку основная доля расходов пенсионеров приходится на продовольственные товары, которые подорожали в среднем на 11% (январь 2021 / январь 2020 гг.), а по отдельным товарам — на 15-23%», — отметила эксперт.
Насколько эффективными можно признать действия властей по регулированию цен?
«Правительство с конца 2020 года пытается предпринимать различные меры для того, чтобы ослабить перенос роста мировых цен на сырье и внутренних издержек в цены социально значимых товаров. Последние инициативы, действительно, связаны с ограничением наценки в розничных сетях и сдерживанием роста тарифов на автоперевозки для базовых продуктов. Они сформулированы в форме «рекомендаций», однако бизнес опасается, что нерыночное регулирование в условиях растущих издержек приведет к разбалансировке их бизнес-моделей и рынка в целом. В этой связи интересен опыт Турции, где инфляция сейчас приближается к 49% (год к году).
Так, президент Турции Эрдоган на днях объявил о решении снизить НДС на основные продукты питания с 8% до 1% в рамках борьбы с инфляцией, а также сообщил, что на фоне этой «скидки от государства» правительство «ожидает», что пищевые компании также снизят цены. Если для Турции с бюджетным дефицитом этот шаг является достаточно рискованным, то в России, с заложенным на этот год в бюджет плановым профицитом 1,3 триллиона рублей, здесь есть, над чем подумать. Повышение ставки НДС с 18% до 20% с 2019 года стало одним из факторов ускорения инфляции в то время. Снижение налогов, пусть даже временное, могло бы оказать некоторый дезинфляционный эффект — и, кстати, усилить аргументы правительства в переговорах с розничными сетями об ограничении цен», — поделилась своим мнением с изданием Ольга Беленькая.
Эксперты также указывают на зависимость российского рынка от мировой конъюнктуры. К тому же столь милое сердцам россиян повышение нефте-газовых котировок не всегда идет нам на пользу. Особенно учитывая, что, согласно бюджетному правилу, все сверхдоходы от роста цен на энергоносители складываются в «кубышку», вместо того, чтобы иди в экономику, в частности на поддержание уровня жизни.
«Индекс продовольственных цен ФАО в январе вырос по сравнению с декабрем на 1,1%. Больше всего подорожали цены на молочную продукцию и растительное масло. Разумеется, наша страна включена в международный продовольственный рынок и полностью отгородиться пошлинами и квотами от роста мировых цен не может. В мире сейчас сильно выросли цены на нефть и газ, что означает то, что отапливать теплицы стало дороже и производить удобрения стало дороже. Топливо для тракторов тоже стало дороже, поэтому я не вижу предпосылок для сильного снижения продовольственной инфляции в этом году. Остановить рост цен на топливо сейчас невозможно потому что из-за проблем с поставкам стран-экспортеров ОПЕК в первом полугодии будет дефицит предложения нефти на мировом рынке», — сказал отметил руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.
А как же пресловутое импортозамещение, о невероятных успехах которого не устают трубить наши чиновники?
«Зависимость России от иностранного семенного фонда огромна. По некоторым культурам (сахарная свекла, картофель) доля иностранного семенного материала более 80%, поэтому, когда мы говорим про отечественные овощи — это некая условность. Они не совсем отечественные, учитывая семенной фонд и то, что цены на удобрения реформируются на мировом рынке», — добавил аналитик.
Чего ждать с ростом цен на продукты к концу года?
«В пользу же снижения инфляции может сыграть хороший урожай зерновых, но о прогнозе мы узнаем в мае. За прошлый год цены на продукты питания в мире по индексу ФАО выросли на 23,1% у нас в Росси, если судить по официальным данным, рост меньше, но я бы не доверял им. Еще одна причина роста — это мягкая монетарная политика центробанков. Начиная с марта ФРС США будет ужесточать денежную политику, но плоды этого ужесточения мы увидим только в 2023 году. Поэтому в этом году я жду незначительного замедления продовольственной инфляции. Вероятно, индекс ФАО на конец года вырастет примерено на 15%», — полагает Верников.
Можно ли сказать, что российские власти уже сделали все возможное, чтобы защитить граждан от разгула цен?
«В сложившейся ситуации то, что ритейлеры держат минимальные наценки на базовый набор продуктов — недостаточно. Нужны дополнительные меры поддержки для незащищенных слоев населения. Например, введение продуктовых карточек. Власти опасаются их вводить по политическим соображениям, но продуктовые карточки можно назвать социальными или каким-то другим образом. В 90-е года многие спасались от голода, выращивая продукты на своих приусадебных участках, но сейчас эта мера не сработает. Цены на проезд сильно поднялись и доехать до приусадебного участка стоит дорого», — подытожил Андрей Верников.
«Импортные продукты питания дорожают из-за повсеместной инфляции и ослабления курса рубля, продукты внутреннего производства — из-за удорожания себестоимости, логистики, расходных материалов. Как минимум, в I квартале продовольственная инфляция продолжит подниматься. Она способна приостановиться к лету за счет сезонного фактора и, может быть, коррекции курсов валют. По итогам года продовольственная инфляция может составить 10-12%, что для России с ее низкой платёжеспособностью населения настоящая катастрофа», — сказала в беседе с журналистом издания старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Сергей Путилов