Битва за Арктику

Фото: Pro-arctic.ru

05 сентября 2017 19:05:21

3377

Международные отношения, в частности разногласия с США, не влияют на принятие решений по расширению границ арктического шельфа РФ.

Об этом сообщил журналистам глава Минприроды Сергей Донской в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ).

Эксперты полагают, что добыча углеводородов из-под арктической шапки пока нерентабельны, а финансовые и технологические ресурсы страны, оказавшейся под санкциями недостаточны. Тем не менее, в долгосрочной перспективе полярные кладовые могут принести немалые дивиденды. Поэтому борьба за ресурсы в этой «холодной точке» планеты не ослабевает. 

«Мы работаем с экспертами ООН, соответственно, то, что происходит сейчас в международных отношениях, на данные процедуры влияния не имеет. На мой взгляд, все идет в рабочем порядке. Необходимые материалы мы предоставляем, презентации делаем», — сказал Донской, отвечая на вопрос, не отразится ли охлаждение российско-американских отношений на процедуре пересмотра границ арктического шельфа.

Он отметил, что сейчас проходит очередная сессия в Нью-Йорке, где российская делегация представляет свою заявку на расширение арктического шельфа новому составу комиссии ООН по континентальному шельфу. Следующая — 45-я сессия — пройдет в ноябре, добавил Донской. Для этого страна должна предъявить убедительные данные, подтверждающие право на огромные арктические площади. Речь, в частности, идет о хребте Ломоносова в Северном Ледовитом океане.

Россия в 2015 году подала в ООН пересмотренную заявку на расширение границ своего континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова, протянувшегося в направлении Северного полюса, и других образований. Согласно конвенции ООН по морскому праву, для расширения шельфа необходимо доказать континентальную природу прилегающих к нему геологических структур на дне океана.

В то время, как аппетиты участников гонки за арктические углеводороды растут, для России ситуация пока складывается по поговорке: близок локоть, а не укусишь. Причем, согласование в ООН территориальных претензий это лишь вершина айсберга. По ведомственным подсчетам, только на геологоразведочное обеспечение освоения арктического шельфа на период до 2030 года потребуется около 3,5 трлн. рублей. Судовое обеспечение обойдется еще в 6,5 трлн. рублей.

Как признал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, «таких денег в казне нет». Получить их планировалось от западных компаний. Также, как и технологии глубоководного бурения, которыми Россия не располагает.

Как заявил журналистам гендиректор ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель, российская промышленность не готова к выпуску оборудования, необходимого для разработки шельфовых месторождений: «Все думают, что морские проекты очень быстро реализуются. Но их реализовать сегодня практически наша промышленность не готова».

Кроме того, добыча с большой глубины арктического «черного золота» и газа может оказаться нерентабельной.

Амбициозные проекты арктической экспансии составлялись во времена, когда нефть стоила больше 120 долларов за баррель. Сейчас она стоит в два раза дешевле. Также себестоимость арктической добычи может оказаться дороже цены, по которой нефть можно будет реализовать на мировом рынке. Тем не менее, борьба за передел сфер влияния в Арктике продолжится.

«Вопрос о границах далеко не абстрактный. Мы уже сейчас добываем нефть и газ из под арктической шапки. Хотя и не в таких количествах как хотелось бы. Однако интерес к извлечению углеводородов присутствует не только у России и США. Еще в 1988 году восемь государств (РФ, США, Канада, Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) подписали так называемые положения о разграничении границы в Арктике. Ситуация поменялась в связи с тем, что Россия сейчас претендует дополнительно на 1,2 млн кв. километров, что разумеется вызывает сопротивление наших партнеров по соглашению», — сказал «Гражданским силам.ру» академик РАН, член Экспертного совета при Правительстве РФ Анатолий Дмитриевский.

Сергей Путилов
Теги: Арктика, арктический шельф, ВЭФ, Сергей Донской