Цены на авиабилеты взлетят до небес: Авиакомпании предупредили о росте цен из-за повышения НДС
30 июля 2018 18:04:33
Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) подсчитала, что повышение НДС на внутренних линиях при полетах через Москву с действующих 10% до 20% приведет к подорожанию билетов по всем направлениям до 10%.
Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».
Повышение поборов с авиакомпаний, совершающих полеты через Москву (а это 75% всех рейсов), не смогут компенсировать даже льготы, предоставляемые на остальных региональных маршрутах. Соответственно, налоговые тяготы будут переложены воздушными перевозчиками на плечи пассажиров. При этом власти заявляют о развитии внутреннего туризма.
Согласно подсчетам АЭВТ, новые льготы для региональных рейсов обойдутся бюджету в 17 млрд рублей, а увеличение НДС для полетов через Москву принесет 37 млрд рублей, то есть в итоге фискальная нагрузка на авиакомпании вырастет на 20 млрд рублей, и перевозчикам придется поднять тарифы по всем направлениям не менее чем на 8–10%. Это приведет к «прямо противоположному эффекту – развитие прямого авиасообщения между регионами замедлится», считает президент АЭВТ Владимир Тасун.
С одной стороны, авиакомпаниям вроде бы даются «поблажки». Так, льготная ставка НДС в размере 10% была установлена в 2015 году для всех внутренних рейсов (нулевая ставка действительна для полетов в Крым и в Калининград). В июне правительство также сделало «широкий жест», решив обнулить НДС для полетов на Дальний Восток. Однако все эти усилия могут пойти прахом, поскольку повышенный налог при совершении рейсов на главные воздушные ворота страны – Москву – приходится три четверти всех транзитных рейсов.
По информации АЭВТ, в сочетании с обнулением НДС для региональных рейсов для полетов через Москву рассматриваются все три возможных сценария: обнуление, сохранение льготной ставки в размере 10% и повышение ее до 20%. Последний вариант, по данным источников «Ъ», предложил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
«В этом случае стоимость авиабилетов, действительно, будет повышаться, потому что перевозчики не сумеют обойти факт повышения НДС. Он включен в цену билета, поэтому увеличение этого компонента обязательно потянет за собой рост цены всего билета. Как обычно, потребитель останется в наименее защищенной позиции, и для абсолютного большинства россиян удорожание авиабилетов будет означать еще более взвешенное (то есть осторожное, вдумчивое) отношение к принятию решений по пользованию авиатранспортом. Это, в свою очередь, может негативно отразиться на следующем туристическом летнем сезоне и сократить авиапоток пассажиров на 2-5%», – сказала «Гражданским силам.ру» аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
Повышение НДС наложится на подорожание топлива.
«Российские авиакомпании, наверняка, увеличат топливный сбор из-за подорожания горючего. Цены на топливо в весенне-летний скачок поднялись на 20%, а реакции авиакомпаний еще не было. По различным оценкам, сумма билетов вырастет на 7%-10%. Более того, скажется и пик летнего сезона – август, когда спрос на перелеты особенно высок. Формально этот период может стать доводом, чтобы в том числе оправдать предстоящий рост цен», – считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
«На итоговую стоимость цен на авиаперевозки в стране в течение как минимум текущего года будет влиять несколько факторов. Первым фактором и, возможно, основным, будет выступать стоимость авиационного керосина, а на неё, в свою очередь, влияет стоимость нефти на товарно-сырьевом рынке: чем выше для НПЗ стоимость первичного продукта (нефти) для производства авиационного керосина, тем естественно выше затраты на производство и конечную стоимость продукта на розничном рынке. Второй аспект – это загрузка авиаперевозчиков: как правило при массовом сезонном спросе некоторые авиакомпании повышают стоимость своих авиабилетов из-за существенной загрузки парка самолётов – это позволяет им повышать свою рентабельность. Третьим фактором влияния на стоимость авиабилетов будет и инициатива повышения процента по НДС – данная инициатива ещё не коснулась авиаперевозчиков, но в перспективе их это увеличение нормы процента по НДС так же коснётся», – отметил в беседе с корреспондентом«Гражданских сил.ру» руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.
Как утверждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, летний скачок цен на розничном рынке бензина и ГСМ в стране ещё не отразился на общей стоимости авиаперевозок, и, возможно, все повышения цен ещё ждут нас впереди, что, по пониманию ситуации в АТОР, вполне справедливо, как минимум, на основании того факта, что цены на товарно-сырьевом рынке (имеется в виду нефть), находятся на данный момент на достаточно высоком уровне, а перспектива повышения НДС в стране ещё толком не учтена в большинстве экономических моделей многих, если не большинства, компаний в стране, и авиаперевозчики не стоят тут особняком, цены на авиабилеты в стране вряд ли станут доступнее.
«Отвечая на вопрос о том, нужно ли покупать билеты на самолёт заранее на годы вперёд, могу сказать, что на всю жизнь запастись трудно в принципе, но планировать свои затраты необходимо. Я не призываю всех, бросив все свои дела, бежать в кассы аэропортов, но в удорожание жизни и в частности авиаперевозок в стране я верю больше, чем в скидки и доступность услуг», – резюмировал Роман Блинов.
Авиакеросин не вырос в ценах так сильно, как бензин, поэтому пока российские авиакомпании планируют увеличение топливных сборов небольшое – на 300-500 руб. за сегмент перелёта. Но рост цен за полгода уже есть, заметно это и на международных, и на внутренних направлениях.
«Базовый эконом-билет в один конец из Москвы в Мюнхен компании S7 (самый выгодный) весной можно было купить за 6,1 тыс. руб., сейчас на август уже как минимум за 7,1 тыс. руб., а перелёт из Москвы в Сочи на самые невостребованные по времени вылета рейсы, также без багажа и только с ручной кладью, на конец августа можно найти от 3,8 тыс. руб., а на конец сентября цены на те же рейсы начинаются от 7,3 тыс. руб., а большинство рейсов продаются уже по 8,8 тыс. руб. Правда, формально этот рост не за счёт топливных сборов, а за счёт самой цены билета, но разница для покупателя же одинаковая всё равно, и рост заметен. Так или иначе, но если вы планируете поездку заранее, то относительно не сильно подорожавшие или фактически за ту же цену билеты на отдельные рейсы купить сейчас ещё можно. Поэтому рекомендую так и сделать, заказывая билеты для будущих поездок уже сейчас, заблаговременно, и не дожидаясь, вырастут ли цены в итоге на все рейсы», – сказал изданию шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв.
Действительно, повышение ставки НДС неизбежно приведет к повышению цен практически на весь спектр товаров и услуг. Отказ от нулевой ставки по НДС на внутренние авиаперевозки, поднятие ставки до 20% никак не сможет пройти мимо цен на авиабилеты. До 1 января еще есть время: у авиаперевозчиков еще есть возможность провести торг с правительством и доказать губительность этой меры для развития отрасли. Торг должен состояться с подачи представителей отрасли и с поддержкой Росавиации и Минтранса.
«Авиаперевозчики испытывают давление рыночных факторов, на фоне которых рост фискальной нагрузки лишь добавляет драматизма. За последний год (с июня 2017 г. по июнь 2018 г.) отпускные цены производителей авиационного топлива выросли в полтора раза – с 24,65 до 37,77 тыс. рублей за тонну, а средняя стоимость полета в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1000 км пути, подорожала лишь на 2% (с 5,23 до 5,33 тыс. рублей). Авиакомпании еще сдерживают цены на билеты, потому что их повышение снизит и без того невысокую мобильность населения при отсутствии роста реальных доходов. Практически все авиакомпании, несмотря на рост пассажиропотока и выручки, из-за роста издержек снизили показатели прибыли. Уже очевидно, что вслед за ростом издержек они будут вынуждены повышать цены на билеты, и рост ставок НДС даст для этого дополнительный повод», – сказал эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» «Гражданским силам.ру» Алексей Калачев.
Сергей Путилов