Экономисты назвали причины возможного подорожания топлива на российских АЗС осенью 2023 года

Экономисты назвали причины возможного подорожания топлива на российских АЗС осенью 2023 года Фото © «Гражданские силы.ру»

14 июня 2023 17:04:00

2583

Рост цен на бензин и дизельное топливо в России обусловлен наличием олигополии в отрасли, но никак не связан другими экономическими факторами, считают эксперты

Сегодня министр энергетики РФ Николай Шульгинов заявил, что объемы нефтепереработки в РФ с начала года выросли на 4,6%. Ранее вице-премьер Александр Новак говорил, что в прошлом году они упали на 3%. При этом в СМИ периодически появляются сообщения о росте цен на бензин и дизтопливо, при том, что по данным Росстата, индекс цен производителей нефтепродуктов снижается. Например, в апреле 2023 года он упал на 22,3%.

Как рассказал изданию «Гражданские силы.ру» кандидат экономических наук Константин Селянин, под индексом цен производителей обычно понимается себестоимость выпуска продукции за исключением некоторых расходов. Поэтому возникает закономерный вопрос, почему при снижении издержек на производство нефтепродуктов, они дорожают на внутреннем рынке РФ?

«Нефтепереработка в России увеличилась потому, что из-за санкций РФ сейчас может экспортировать меньше сырой нефти. Но тогда почему при падении издержек растут цены? Это одна из странностей российского топливного рынка. Ведь в нормальной экономике так быть не может. В 2005 – 2006 годах я был руководителем рабочей группы при Комитете Госдумы по энергетике, транспорту и связи и работал над созданием биржи нефтепродуктов, которая до сих пор работает в Санкт-Петербурге. Тогда я глубоко погрузился в вопрос определения стоимости топлива в России. Могу сказать, что на конечную цену бензина и дизеля влияет два фактора. Первый – это налоги, которые составляют порядка 70% конечной цены. Но это не самое главное. Второй фактор еще более существенен. Дело в том, что на рынке нефтепродуктов существует олигополия, то есть власть немногих компаний. Иными словами, в РФ есть чуть меньше десятка компаний, которые занимают весь этот рынок. Эти компании контролируют более 80% добычи и переработки нефти и более 80% сбыта нефтепродуктов. Поэтому они могут установить абсолютно любую цену на топливо. Им даже не нужно для этого сговариваться, потому что у них общие цели. Противостоять этому лобби в России не может никто за исключением президента, который время от времени собирает нефтяников, и они соглашаются заморозить цены на топливо на какое-то время. Но потом они добирают все, что не получили из-за такой заморозки. Так что пока эта олигополия существует, ситуация с ценами на топливо в России будет сохраняться», — пояснил Селянин.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, стоимость топлива на автозаправках России, скорее всего, вырастет осенью этого года.

«Власти не дали производителям полностью проиндексировать цены на топливо на уровень инфляции в прошлом году, поэтому, скорее всего, нынешний рост цен на бензин и дизель обусловлен тем, что компании постепенно добирают то, что недополучили из-за инфляции. В то же время осенью возможен скачок цен из-за корректировки демпфера (по сути, демпфер – это некий налоговый вычет для нефтяников, которые продают нефтепродукты на внутреннем рынке, когда цены на них ниже, чем на экспорт, — прим. авт.). Корректировка демпфера будет заключаться в том, что нефтеперерабатывающие заводы будут получать от государства меньше выплат, а это даст основания для роста цен на внутреннем рынке, чтобы компенсировать неполученное от государства», — рассказал Юшков.

Ранее «Московская газета» сообщила, откуда нелегальные автозаправки берут топливо.

Андрей Мединский
Теги: Экономика, цены, бензин, дизель