Госдума приняла закон об увеличении НДС с 18% до 20%
24 июля 2018 20:32:53
НДС повысится с 2019 года.
Согласно документу, ставка страховых взносов в социальные внебюджетные госфонды останется на уровне 30 процентов вместо планировавшегося ранее повышения. «Гражданские силы.ру» попросили экспертов дать оценку решению правительства, ранее заверявшего население и бизнес, что на повышение налогов будет наложен мораторий.
«Повышение налогов – самый простой способ привлечь дополнительные деньги в бюджет. Нет необходимости проводить реформы, диверсифицировать экономику и инвестировать в развитие отраслей, не связанных с сырьем. Этот метод знаком еще с незапамятных времен и активно применяется нерадивыми чиновниками по сей день. Конечно, увеличение НДС будет приносить 620 млрд рублей каждый год, но какой ценой? Совершенно очевидно, что произойдет разгон инфляции, снизится реальная зарплата, а значит, промышленность столкнется с дефицитом спроса, что приведет к падению отчислений в бюджет, снижению роста ВВП, сокращению рабочих мест и т.д. Как показывает история, и нашей страны в частности, государство куда менее эффективно распоряжается деньгами, чем бизнес, так что возникает самый важный вопрос – куда будут уходить дополнительные доходы? На строительство дорог и латание дыр в бюджете или на инвестиции в будущее страны? Ответ, я думаю, известен всем», — отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» управляющий активами ICBF Алексей Федоренко.
По мнению эксперта «Международного финансового центра» Владимира Рожанковского, закон по повышению ставки НДС проталкивался быстро, впопыхах, без должной экспертной оценки, без круглых столов экономистов, хотя бы на базе того же Минфина.
«Не вдаваясь в долгие рассуждения, «почему у нас всё так обычно происходит», лишь замечу, что закон этот, в целом, усилит эффект от девальвации рубля 2014-2015 гг. и продолжит вымывать доходы российского, так сказать, «среднего класса», который у нас существовал с 2003 по 2010 годы. Возможно, законодатели имели в виду закон о налогообложении предметов роскоши, но вот почему-то вновь ударили по потребительской уверенности социальной базы наиболее активной части своего электората. Конечно, произойдёт это не сейчас, а с отсрочкой до 1 января 2019 г., но это слабое утешение. На самом деле, закон этот, если прописанные от его реализации средства пойдут на продекларированные цели, не даст искомого экономического эффекта. В сухом остатке Минфин намеревается собрать отчисления от планируемых продаж товаров длительного пользования (видимо, авторы закона, игнорируя базовые экономические принципы, полагают, что объём продаж таких товаров после повышения налога останется на прежнем уровне) и перераспределить его в пользу своих базовых социальных обязательств. В буквальном смысле подрываем и без того отложенные до «лучших времён» планы людей купить новый холодильник или стиральную машину в пользу поддержки наполнения их продуктовой корзины. Почему это происходит – если честно, прямого и однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Правительство этой мерой ухудшает условия развития в России сложной непищевой/нефармацевтической промышленности – бытовой и промышленной электроники, бытовой техники, строительного, текстильного, кожевенного, ткацкого производств и т.д., а также потребительских услуг, в сфере которых задействован преимущественно многострадальный малый бизнес. Если Россия хочет покончить с советской моделью экономики, где высокотехнологичный ВПК соседствовал с отсталой деградировавшей потребительской промышленностью, то нам надо НДС не повышать, а, наоборот, понижать, а новый налог – если он действительно нужен – вводить на предметы роскоши, а не на предметы долгосрочного пользования, создание которых, собственно, в своё время превратило обезьяну в человека», — сказал Владимир Рожанковский.
Шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв считает, что повышение НДС – мера хотя и вынужденная, но не слишком болезненная: «Госдума и правительство игнорируют мнение бизнеса против небольшого повышения НДС, потому что повышать НДС – это правильно, доходы бюджету нужны в том числе и на развитие России, а ни к какому серьёзному росту цен повышение на 2% НДС не приведёт. Если мы заботимся, чтоб цены не росли, то проблема не НДС, а бензин. И надо не только льготы нефтяникам раздавать, и не только снижать для них пошлины, а напрямую установить поставщикам бензина обязательные квоты на продажу внутри страны и регулируемую сверху предельную планку цен на бензин: на уровень ниже, чем сейчас. НДС – очень легко администрируемый налог, собрать его просто – именно поэтому бизнес и против. Но НДС, на самом деле, можно было бы поднять и больше, но только уже взамен на радикальное снижение соцпакета налогов на фонд оплаты труда с нынешних 30% до 20% или даже до 15%. Высокий налог на фонды оплаты труда приводит к уводу половины зарплат в тень, и надо дать им из тени выйти, провести эксперимент хотя бы в 3-4 пилотных регионах и убедиться, что в сочетании с высокими штрафами за «теневую» зарплату для работодателей, понижение налога вдвое повысит собираемость, остальное додаст в бюджет повышенный НДС. Возможно, региональный эксперимент даже показал бы, что такой налоговый манёвр позволит избежать повышения пенсионного возраста, либо провести его намного мягче: не на 5 и 8 лет, а всего на 2 или 3 года. Но для этого нужно грамотно выстроить налоговую систему, убрав из неё нереализуемые на практике вещи, а не митинги на улицах собирать. НДС и более справедливый налог, так как берётся он с произведённой и реализованной продукции, то есть, по сути, он часть прибыли предприятия, а не налог на расходы и на занятых работников, как социалка».
В свою очередь, аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Константин Кузьмин не разделяет позицию Петра Пушкарева. В беседе с корреспондентом «Гражданских сил.ру» Константин Кузьмин указал на риски разгона потребительской инфляции и дальнейшее ухудшение условий ведения бизнеса в России, которые, мягко говоря, и без того не идеальны.
«Налог на добавленную стоимость (НДС) оказывает прямое влияние на цену товара. Принятое правительством решение об увеличении данного налога до 20%, очевидно, направлено на восполнение определенных дыр в бюджете и реализацию новых амбициозных программ. Считается что повышение налога на 2% будет приносить бюджету более 600 млрд рублей в год. Однако, насколько эффективной и оправданной будет подобная мера пополнения казны – вопрос довольно спорный. Как следствие, мы получаем ускорение темпов роста инфляции, но в то же время это поможет ЦБ отказаться от планомерного понижения ключевой процентной ставки. Кроме того, повышение НДС оказывает давление на средний и малый бизнес. Современная налоговая политика в нашей стране затрудняет развитие производства, а остающаяся на высоком уровне ключевая ставка ЦБ ухудшает условия кредитования предпринимателей. НДС – самый инфляционный налог, поэтому вслед за его повышением можно ожидать и повышение цен на потребительские товары. Предполагаемый прирост инфляции должен составлять около 1,5%. Дополнительный доход государства, который оно получит за счет увеличения налоговой ставки, правительство намерено направить на развитие инфраструктуры, медицины и сферы образования. На данный момент дать реальную оценку того, насколько этот шаг со стороны Минфина оправдан, затруднительно, так как эффект от реализации предполагаемых новых нацпроектов просчитать не представляется возможным», — сказал Кузьмин.
«Начнем с того, что повышение НДС, посредством которого правительство рассчитывает пополнить бюджет на 620 млрд рублей вряд ли будет способствовать стимулированию экономического роста не ниже средне мирового обозначенном в майских указах президента Путина, так как повышение налоговой нагрузки на бизнес может привести к росту цен на товары и услуги, что в условиях снижения реальных доходов населения и стагнации потребительского спроса никак не является стимулом для роста экономики. Ко всему прочему, данная мера может спровоцировать уход в «тень» часть бизнеса, и без того несущего серьезные потери благодаря бесконечным повышениям акцизов и сборов на широкий ассортимент производимой в стране и импортируемой из-за рубежа продукции. Не добавляет оптимизма и чрезмерно слабый курс национальной валюты, который на фоне высоких цен на нефть спровоцировал подорожание бензина, что может подтолкнуть ритейлеров к повышению цен и в свою очередь приведет к зашкаливанию обозначенной ЦБ верхней границы инфляции в 4%», — прокомментировал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов.
По мнению аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, рост НДС направлен на получение бюджетом дополнительных 550-600 млрд рублей ежегодно.
«Эта мера выгодна исключительно казне, потому что все остальные ее «побочные эффекты» для населения отрицательны. Так, в конечном счете стоимость товаров вырастет на величину от 2,2% и больше. Годовая инфляция прибавит порядка 1-1,5%. Повседневная жизнь россиян при прежнем уровне доходов станет сложнее и дороже, что может сказаться на уровне благосостояния населения отрицательным образом. Это, в свою очередь, способно замедлить российский ВВП на величину до 0,3%», — резюмировала эксперт.
Сергей Путилов