Госдума разрешила разливать на экспорт пиво в ПЭТ-тару объемом более 1,5 литров
22 декабря 2017 16:57:11
Закон, разрешающий розлив и реализацию производителями пива в пластиковой таре объемом более 1,5 литров для его поставок на экспорт, прошел третье чтение в Госдуме.
С января 2017 года производство и оборот пива в ПЭТ-таре объемом более «полторашки» были ограничены, с 1 июля — запрещена продажа пива в такой упаковке. Введение запрета мотивировалось якобы вредностью такой тары. Однако эксперты указывают, что в действительности решение продавливалось корпорациями алюминиевой и стекольной промышленности, а также водочным лобби. При этом, еще Лев Толстой предписывал русскому народу пиво как рецепт излечения от традиционного русского пьянства. Принятый ныне Госдумой закон вносит исключение в этот запрет, что вполне объяснимо — государство не хочет терять валютную выручку.
О том, что во всем мире пиво, и даже крепкие алкогольные напитки разливается в пластиковую тару (включая зарубежных покупателей российского пива), а в самой России в ней продаются детские газировки законодатели и Роспотребнадзор предпочитают сейчас не вспоминать. Из следует вывод, что между стекольной и алюминиевой промышленностью, и примкнувшим к ним водочным лобби с одной стороны и пивоварами — с другой, установился консенсус. Тем не менее, запрет на продажу пива в ПЭТ-таре объемом свыше 1,5 литров внутри страны продолжает действовать.
«Запрет на производство пива в ПЭТ-упаковках лоббировали алюминиевая и стекольная индустрия, когда у них начался кризис лет пять-шесть назад. Им необходим был рынок сбыта, поэтому пластиковую тару пытались запретить, чтобы пиво разливалось только в алюминиевые банки и стеклянные бутылки. Подключили даже Роспотребнадзор, другие здравоохранительные структуры. Онищенко говорил, что ПЭТ якобы вреден для здоровья. Но при этом у нас даже газировки для детей, молоко разливаются в пластиковую тару. За рубежом пиво и даже крепкие алкогольные напитки также продают в пластике — в Дании, Финляндии, других западных странах. Наши пивовары возмутились такому откровенному «наезду», поскольку это угробило бы отрасль. Год назад было принято компромиссное решение: разливать пиво в пластиковую тару, но объемом не больше 1,5 литров. Это всех устроило. А что касается экспорта, то решили видимо, что пусть проклятый Запад и другие покупатели умирают в российском пиве большого объема — мучительно и долго», — сказал «Гражданским силам.ру» генеральный директор «Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя» (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Напомним, в соответствии с подписанным президентом РФ Владимиром Путиным законом о снижении объема пластиковой тары для алкогольной продукции до 1,5 литров вступил в силу с 1 января 2017 года и дал пивоварам еще полгода на распродажу остатков напитков в больших упаковках (до 2,5 литров). Ранее предлагалось законодательно ограничить пластиковую тару до 0,5 литра. Лоббистами поправок в федеральный закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» экспертами сначала назывались производители крепкого алкоголя, а затем компании, выпускающие альтернативные виды тары – алюминиевые банки и стеклянные бутылки. Как сообщали представители пивоваренной отрасли, давление на нее началось еще в 2009 году, когда была создана Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Значительное давление на законодателей оказало лобби производителей крепкоалкогольных напитков. В частности, к антипивной кампании подключился зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский, инициировавший законопроект, который после его принятия в 2011 году приравнял пиво к алкоголю. Тогда же впервые была поставлена под сомнение безопасность пластиковой тары для розлива алкогольной продукции.
Сергей Путилов