Как на россиянах скажется низкий индекс деловой активности

05 мая 2025 13:32:00
Индекс деловой активности является индикатором настроений в экономике, поэтому его значения ниже 50 говорят о пессимизме, с которым участники рынка смотрят в будущее. Это в конечном счете влияет на рынок труда и уровень зарплат, а также на общее благосостояние общества. Об этом изданию «Гражданские силы.ру» рассказал кандидат экономических наук Михаил Беляев
По данным S&P Global, индекс деловой активности (PMI) в обрабатывающих отраслях промышленности РФ в апреле 2025 года составил 49,3 пункта. В марте его значение было равно 48,2. Иными словами, по сравнению с мартом показатель улучшился, но его значение ниже 50 пунктов по-прежнему говорит о пессимистических настроениях.
Среди факторов, позволивших индексу немного вырасти, отмечается снижение издержек за счет укрепления рубля, что позволило дешевле закупать импортные компоненты и снизить повышение собственных цен на конечную продукцию. В остальном наблюдается снижение спроса на продукцию обрабатывающей промышленности, низкая динамика найма работников на фоне недозагруженности производственных мощностей. К условно позитивным факторам можно отнести небольшой рост собственных закупок.
«Значение индекса ниже 50 означает, что менее половины участников рынка нарастили свои закупки. И это стало следствием того, что они пессимистично оценивают ближайшие перспективы. Тут все, что ниже 50 – это пессимизм, а все, что выше – оптимизм. Иными словами, если бы предприятия позитивно смотрели в будущее, мы увидели бы рост закупок и индекс в значении выше 50. По сути, нынешний показатель говорит о том, что российские компании не видят в обозримом будущем перспектив для роста, ведь если бы они смотрели иначе, они бы наращивали свою активность и по закупкам, и по выпуску продукции», — считает экономист Михаил Беляев.
По словам эксперта, PMI в целом отражает нынешнюю ситуацию в экономике, где пока отмечается рост на 1,9% в годовом выражении. Однако этот рост связан с бюджетными вливаниями, в том числе в ВПК и другие отрасли, получающие госзаказы. Остальные сферы экономики, включая и обрабатывающую промышленность, показывают падение темпов роста или вообще снижение показателей.
«Это, разумеется, отразится и на простых гражданах. Во-первых, сложнее будет искать работу, поскольку падает найм новых сотрудников. Хотя безработица вряд ли вырастет. Во-вторых, в этих условиях нельзя говорить о росте заработных плат. В-третьих, снижение деловой активности может привести и падению производства готовой продукции. Конечно, дефицит товаров это вряд ли вызовет, но может способствовать усилению инфляции. Наконец, снижение деловой активности – это одна из составляющих падения ВВП, а это в свою очередь в целом приводит к снижению благосостояния всего населения», — пояснил Беляев.
Напомним, на совещании по экономическим вопросам 24 апреля президент РФ Владимир Путин озвучил нынешний показатель роста ВВП в 1,9%, при том, что прошлый год Россия закончила с ростом экономики на 3,9%.
В то же время, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), гражданские отрасли экономики РФ в 2025 году показывают падение, которое ежемесячно с начала года в среднем составляло 0,8%, а в марте превысило 1%. Некоторые из отраслей «просели» очень значительно. Это, в частности, относится к гражданскому машиностроению, где марте падение месяц к месяцу оказалось больше 5%.
ЦБ в базовом сценарии прогнозирует на 2025 год рост ВВП на уровне от 0,5 до 1,5%. По версии Минфина и Минэко, рост может составить 2,5%. Экономист Беляев отмечает, что такие темпы роста ВВП говорят о депрессивном состоянии экономики.
В недавнем интервью «Российской газете» академик РАН, Государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси Сергей Глазьев заявил, что главной причиной нынешней ситуации в экономике РФ является жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, из-за которой предприятия лишены возможности брать кредиты не только на развитие, но и на пополнение оборотных средств. При этом Глазьев уверен, что рост экономических показателей сейчас мог бы составлять 8%.
«Наша промышленность сегодня по производственным мощностям не догружена на одну треть. Предприятия могли бы увеличить выпуск продукции более чем на 30%, если бы им дали возможность прокредитовать оборотные средства и инвестиции в модернизацию», — подчеркнул он.
Ранее «Московская газета» писала о рисках рецессии в российской экономике в 2025 году.
Андрей Мединский