Малый бизнес считает в господдержку неэффективной

https://www.news-hm.ru/

11 ноября 2019 19:19:55

386

Меньше половины субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) знают о программах поддержки малого бизнеса, свидетельствует опрос для расчетов индекса RSBI (исследования ежеквартально проводятся «Промсвязьбанком» совместно с «Опорой России» и агентством MAGRAM). Из них только 9% считают поддержку доступной, треть уверены в том, что получить ее практически невозможно, а более половины убеждены, что для этого требуются серьезные усилия

Сильнее всего бизнес сетует на сложность процедур подготовки документов (29% предпринимателей), отчетности при использовании бюджетных средств (16%) и несоответствие критериям для получения поддержки (14%). При этом четверть предпринимателей утверждают, что в господдержке не испытывают потребности. В результате в 2019 году господдержкой воспользовались только 5% представителей МСП.

Куда более полезными предприниматели называют налоговые, контрольные и надзорные каникулы для бизнеса, а также субсидии. Бизнес грезит о снижении налоговой нагрузки (78% опрошенных) и улучшении доступа к льготному кредитованию (52%). При этом власти усиливают господдержку МСП с целью повышения вклада малого бизнеса в ВВП, поскольку нацпроект требует ее роста с нынешних 22,3% до 32,5% к 2024 году. Правительство своей заслугой среди прочего называет расширение субсидирования выхода на биржу для малого бизнеса и увеличение квоты в закупках госкомпаний.

Почему господдержка не пользуется популярностью среди предпринимателей? Не было бы разумнее вместо сложных процедур господдержки понизить налоги на бизнес? Насколько реалистичны планы повысить вклад малого и среднего бизнеса в экономику, учитывая, что бизнес сейчас находится в достаточно сложном положении? 

«Нынешняя бюрократическая машина, костная, неповоротливая, глубоко коррумпированная, а главное, не имеющая на любых промежуточных звеньях своей организации никаких мотивирующих факторов, вполне естественно оказывается крайне неэффективной. Причем, не суть важно, каких сторон жизни, бизнеса или экономики страны это касается. Ну, зачем, скажите, малому предприятию выход на биржу, предусмотренный программами господдержки? У нас фондовый рынок очень небольшой, а действительно ликвидными торгами там могут похвастать десяток-полтора компаний-гигантов, таких как Газпром, Роснефть или Сбербанк. Предпринимателю нужны куда более полезные и прозаичные вещи — налоговые каникулы, льготные кредиты, снижение регуляторных ограничений, ликвидация излишних требований, которые то только тормозят бизнес небольших предприятий, а иногда и вовсе «перекрывают им кислород». Единой и продуманной системы помощи мелкому предпринимателю у нас нет. Чиновники, отвечающие за те или иные аспекты действия государственной программы поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, не заинтересованы в конечном результате, поскольку для большинства из них важней сохранить свое кресло и сопутствующие этому личные преференции. А любые разрешения и послабления для частного предпринимателя «еще неизвестно, чем могут обернуться». Вот и действуют чиновники по принципу «как бы чего не вышло». Причем мало того, что средства, выделяемые на помощь СМП, расходуются неэффективно, зачастую предприниматели даже не в курсе, какие именно послабления им дозволены: не спешит государство информировать конечных бенефициаров своих программ поддержки. Реально полезным и разумным, для того чтобы помочь малым формам хозяйствования, было бы не выделение им неких субсидий, получить которые они чаще всего всё равно не могут из-за огромного количества бюрократических сложностей, а смягчение в масштабах всего государства налоговой нагрузки для МСП, упрощение получения кредитов, уменьшение и без того огромного количества ненужных проверок, мешающих бизнесу и т.д. Потери от снижения налогов с мелкого частника будут гораздо меньшими, чем выделяемые сейчас на субсидии расходы бюджета, а частному предпринимателю точно станет дышать легче», — Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».

«Можно предположить, что предприниматели опасаются более плотного взаимодействия с властью по принципу «как бы не стало хуже»: мало кто в реальности себе представляет масштабы государственной машины и ее возможности, которые сначала обращены к бизнесмену как поддержка и опора, а затем, в любой момент, могут оставить ни с чем. Бизнес боится именно этого — непредсказуемости, потому и осторожничает во всех вопросах, так или иначе касающихся отношений с властями. При всем при этом стать частью госзаказа, например, — основная мечта малого бизнеса. Это означает, что проблем с производством, рабочими местами и оплатой не будет, пока работает контракт. Это довольно сложный вопрос: бизнес небольшого размера может быть отличной опорой внутри экономической системы, может генерировать и новые продукты, и новые услуги, и свежие рабочие места, и даже конкурировать за рабочую силу — ему нужно просто перестать бояться. Или перестать его пугать, это еще с какой стороны смотреть на эту проблему», — поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

 

Сергей Путилов
Теги: малый бизнес, господдержка