Минпромторг намерен продлить на 2019 год поддержку автопрома
09 июля 2018 17:36:30
Минпромторг собирается пролонгировать на 2019 год поддержку автопрома, в частности, по стимулированию спроса.
Об этом журналистам в рамках форума ИННОПРОМ-2018 сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По словам чиновника, в данный момент производится согласование источников финансирования с Минфином.
При этом в 2018 году Минпромторг сохраняет прогноз роста выпуска автомобилей в России на 15% и увеличения объема их продаж на 10%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и LCV (легких коммерческих автомобилей) в России за первое полугодие 2018 года выросли в годовом выражении на 18,2%, до 849,2 тыс. рублей. Как сообщалось ранее, объем продаж с 1 января по 3 июня 2018 года в рамках адресных программ стимулирования спроса на автомобили составил 117,67 тыс. шт. Из них 52,76 тыс. авто продано по программе «Семейный автомобиль», а по программе «Первый автомобиль» – 44,28 тыс. авто. Кроме того, по программе «Свое дело» продано 13,6 тыс. авто, по программе «Льготный лизинг» – 5,1 тыс. авто, по программе «Российский тягач» – 1,9 тыс. авто. Однако программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» уже завершены. Ранее участники авторынка и отраслевые эксперты высказывали опасения, что с завершением программ господдержки восстановление российского авторынка замедлится.
Одним из направлений развития отрасли, по словам Мантурова, должно стать подписание специнвестконтракта (СПИК) с Hyundai, которое может состояться в III квартале этого года. Южнокорейский концерн Hyundai подал в Минпромторг РФ заявку на заключение СПИК в конце июня. Корпорация намечает в предстоящие три года запустить в Санкт-Петербурге производство двигателей мощностью 150 тыс. единиц в год. Производство двигателей позволит повысить локализацию машин в России до 60%. В рамках запуска этого производства предполагается заключение специнвестконтракта. У Hyuindai уже есть свой завод в Санкт-Петербурге – Hyundai Motor Manufacturing Rus, на котором выпускаются модели Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Hyundai Creta. Его мощность составляет до 200 тыс. автомобилей в год. Механизм специнвестконтрактов действует в России с 2015 года. Отечественные или иностранные компании, а также индивидуальные предприниматели могут заключить СПИК с уполномоченным исполнительным органом власти (Минпромторгом, региональным правительством). В обмен на обязательство инвестировать в определенный промышленный проект они, в частности, могут получить налоговые преференции в виде полного освобождения от налога на имущество или снижения ставки налога на прибыль до 0% (по умолчанию она составляет 20%), а также получить гарантию неповышения налоговой нагрузки на период контракта.
«В 2018 году Минпромторг поддерживал такие программы, как «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль», «Свое дело», «Российский тягач» и «Льготный лизинг». Благодаря этому продажи автомобилей значительно выросли. В 2019 году Минпромторг намерен продлить данные программы за исключением программ «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Более того, планируется создание системы собственного сбора деталей для автомобилей в России. За первое полугодие продажи легковых автомобилей выросли более чем на 18% по сравнению с прошлым годом. Безусловно, все это связано с поддержкой вышеперечисленных программ. В конце 3 квартала 2018 года Минпромторг планирует заключить специальный инвестконтракт с южнокорейским автоконцерном Hyundai. В рамках договора концерн планирует инвестировать 27 млрд рублей. Заявка на заключение специального инвестконтракта была подана 5 июня. В рамках контракта планируется построить в Санкт-Петербурге к 2021 году завод по производству двигателей для различных моделей компании. Благодаря этому увеличится выпуск автомобилей, а так как двигатели будут производиться на территории РФ, то снизится и цена на авто, что, несомненно, повлияет», – сообщили «Гражданским силам.ру» в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
«Озвученные министром планы продлить меры поддержки автопрома являются позитивным сигналом для отрасли. Без такой поддержки снижение объемов производства и продаж в 2014-2016 годы было бы значительно более сильным, а восстановление в 2017-2018 гг. более затяжным. Благодаря прямым (льготный режим промсборки, субсидии производителям) и косвенным (льготный автокредит, льготный автолизинг, целевые программы, стимулирующие продажи – «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и т.п.) мерам поддержки наблюдается рост продаж практически во всех сегментах авторынка и соответствующий рост объемов производства. Особенно заметен рост, усиленный снижением процентных ставок по автокредитам, в сегменте легкового автотранспорта, где за первое полугодие продажи выросли на 18,2% по сравнению с первым полугодием 2017 года, а рост производства за январь-май по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 19,8%. Восстановление рынка происходит даже с опережением ожиданий – в начале года прогнозировался темп в 12%-15% к концу года. И в этом есть доля поддерживающих мер. Продление стимулирующих мер на 2019 год, в тех же или новых форматах, даже если они будут осуществляться в меньших объемах, должно поддержать отечественное производство. Автомобилестроение – не слишком рентабельный бизнес, но это важная для поддержания технологических компетенций отрасль», – сказал «Гражданским силам.ру» Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ».
В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов специальный инвестиционный контракт является формой стимулирования инвестиционной активности производителей для создания новых производственных мощностей на территории регионов за счет радикального снижения налоговой нагрузки по новым проектам. Регион в этом случае выигрывает трижды – за счет создания новых рабочих мест, роста регионального валового продукта, расширения налогооблагаемой базы. При этом он ничего не теряет, ведь с отсутствующего нового производства все равно налогов не получить. СПИК – относительно новый инструмент. Закон «О промышленной политике», который регулирует механизм заключения специнвестконтрактов, был принят еще в 2014 году, но только в 2016 году были заключены первые СПИК. Однако уже на начало текущего года 48 субъектов РФ приняли нормативные акты, которые позволяют использовать СПИК. С тех пор было заключено 15 региональных СПИК, а суммарный объем по ним превысил 110 млрд рублей. В конце прошлого года Минпромторг предложил взамен льготного режима промышленной сборки использовать механизм СПИК к действующим автосборочным производствам зарубежных брендов с предоставлением льгот в зависимости от уровня локализации производства. Первым зарубежным автопроизводителем, с которым был заключен СПИК, стал «Даймлер», начавший в Подмосковье строительство завода по производству автомобилей «Мерседес-Бенц».
«Заключение СПИК с Hyundai, который планирует запустить в Санкт-Петербурге производство двигателей, отлично вписывается в стратегию увеличения локализации производства популярных в России легковых автомобилей», – отметил Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
Сергей Путилов