Новый этап в развитии региональной авиации: УЗГА начинает строительство цеха для производства самолетов L-410
08 апреля 2016 20:42:53
В четверг, 7 марта, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил о необходимости проведения кардинальных реформ гражданской авиации и рассказал о главных причинах воздушных ЧП.
Согласно данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), с 2006 по 2015 год включительно произошло 295 авиационных происшествий, в том числе 164 авиакатастрофы. Данные цифры на порядок выше, чем аналогичные показатели по всем другим вместе взятым странам — участницам Межгосударственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства.
Александр Бастрыкин уверен, что одна из основных причин авиакатастроф — состояние авиационной техники. По словам главы СК РФ, средний возраст самолетного парка ряда российских авиакомпаний составляет более 15 лет. Кроме того, иностранные воздушные суда, эксплуатируемые на территории России, комплектуются технической документацией на английском языке. Из-за этого контролирующие и правоохранительные органы лишены возможности быстрого получения полной информации о техническом состоянии эксплуатируемых воздушных судов.
Чтобы разобраться в ситуации и прояснить перспективы развития авиационной промышленности, корреспондент сетевого издания «Гражданские силы.ру» отправился на Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), который 7 апреля с рабочим визитом посетили заместитель министра обороны РФ Юрия Борисов, заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский и председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.
Вместе с генеральным директором Уральского завода гражданской авиации Вадимом Бадехой делегация осмотрела действующее производство АО «УЗГА», а также производство на площадях аэродрома «Уктус».
На протяжении последних лет завод успешно реализует проекты локализации производства авиатехники. Здесь создаются самолеты «Даймонд» ДА 40 и ДА 42, беспилотные летательные аппараты «Форпост», освоено производство вертолетов Bell 407GXP. В 2015 году завод получил статус Авторизованного сервисного представителя корпорации Textron Aviation по обслуживанию самолетов Cessna.
Во главу угла при локализации ставится трансферт технологий. Уже в самом начале сотрудничества стороны договариваются о постепенном увеличении процента локализации, замене дополнительного оборудования, силовой установки, пилотажно-навигационного комплекса, других агрегатов и систем на российские аналоги, в соответствии с требованиями заказчиков. Использование современной, испытанной и сертифицированной платформы позволяет существенно сократить затраты времени и ресурсов на создание продвинутого высокотехнологичного продукта, полностью приспособленного под нужды отечественных заказчиков, при этом нет необходимости тратить большие средства бюджета на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «с нуля».
АО «Уральский завод гражданской авиации» является одним из крупнейших авиационных ремонтных предприятий и занимает лидирующие позиции на мировом рынке услуг по ремонту силовых установок и трансмиссий для вертолетов разработки КБ Миля и Камова. Свою ремонтную деятельность завод осуществляет на собственной производственно-технической базе. Технологическое оснащение, квалификация специалистов и многолетний опыт работы позволили ему зарекомендовать себя, как эффективно работающее ремонтное авиапредприятие, удерживающее ведущие позиции в области ремонта авиатехники.
В число важнейших изделий завода входят комплексы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Как отметил генеральный директор АО «УЗГА» Вадим Бадеха, комплексы хорошо зарекомендовали себя в применении и полностью удовлетворяют заказчика.
«Особенно хочется отметить то, что сегодня Урал становится центром беспилотостроения страны. Связано это с тем, что в отличие от традиционного авиастроения, в создании беспилотной техники большую роль играет электроника, системы управления и связи − то есть все то, чем на сегодняшний день владеет Свердловская промышленность. Благодаря этому заделу мы можем говорить о дальнейшем развитии беспилотной техники в России и безусловном выходе на мировой рынок. Сегодня благодаря курсовой разнице любые отечественные разработки гораздо более конкурентоспособны на мировом рынке, чем продукция иностранных компаний», — сообщил Вадим Бадеха.
Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов рассказал корреспонденту сетевого издания «Гражданские силы.ру» о необходимости производства беспилотных летательных аппаратов в рамках государственного оборонного заказа.
«Сегодня ни один военный конфликт не проходит без применения беспилотной авиации. Вся разведка осуществляется именно с их помощью. Мы нуждаемся тактических, оперативных и стратегических беспилотниках разных классов. За последние три года был сделан большой шаг в этом направлении. Российская армия кратно увеличила количество беспилотных летательных аппаратов. Эта ниша еще долго будет привлекательна для промышленности, поскольку спрос и потребности огромны. Нас это направление очень интересует, поэтому мы готовы тратить существенные средства на развитие систем вооружения», — прокомментировал Ю.Борисов.
Замминистра обороны РФ высоко оценил уровень оснащенности и качество ремонтных работ, проводимых на заводе, благодаря использованию уникальных технологий при восстановлении агрегатов двигателей. По его словам, модификации развития по направлениям беспилотных летательных аппаратов, предложенные представителями завода, будут учитываться в новой государственной программе.
«У завода хорошие шансы строить с нами конструктивную работу в дальнейшем. Мы будем работать с этим предприятием», — резюмировал Борисов.
Директор УЗГА Вадим Бадеха уделил особое внимание безопасности воздушного движения, которое является приоритетным для конструкторов завода. Именно поэтому на сегодняшний день возможность применения БЛА в гражданских целях ограничена.
«Нет такой системы, которой можно было бы довериться на все 100%. Поэтому в регионе, где применяется беспилотник, вводится режим закрытого неба. Если беспилотник в воздухе, то любые гражданские пилотируемые самолеты не могут находиться в этом секторе», — уточнил Вадим Бадеха.
Сферы применения БЛА расширяются, однако есть ограничения на применение их в бытовых условиях. Поэтому, как отметил директор завода, «доставка пиццы на дом с помощью беспилотника вряд ли будет возможна из соображений безопасности».
Таким образом, Уральский завод гражданской авиации в первую очередь нацелен на обеспечение авиационной безопасности и предотвращение ЧП в воздухе.
Немаловажно также, что УЗГА как российский изготовитель авиационной техники, в том числе зарубежной разработки, обеспечивает поддержание летной годности изготовленных воздушных судов в полном соответствии с российскими авиационными правилами, снабжает эксплуатантов актуализированной технической документацией на русском языке, работает над повышением доступности запасных частей, средств наземного обеспечения, совершенствованием системы гарантийного и послегарантийного обслуживания, с учетом передового зарубежного опыта, но на российской базе. То есть, в конечном итоге, добивается повышения уровня исправности парка и исключения летных происшествий, вызванных отказами техники. Этим трудно похвастаться тем поставщикам зарубежных самолетов и вертолетов, которые занимаются только их импортом.
Итогом мероприятия стала церемония закладки «первого камня» в создание нового цеха сборочного производства 19-местного самолета L-410.
«Это прекрасный региональный самолет, один из лучших в мире. Мы гордимся тем, что именно нашему предприятию поручили реализацию этого проекта. Перспективы этого самолета в развитии региональной гражданской авиации и арктических программ огромны. Потребность в L-410 неоднократно подтверждена на государственном уровне. Большой интерес к самолету проявлен со стороны частных авиакомпаний, Роснефти и Газпрома», — рассказал Вадим Бадеха.
Реализация проекта предусмотрена генеральным соглашением, заключенным между АО «Уральский завод гражданской авиации» и ООО «УГМК Холдинг». Завершение строительства нового цеха запланировано на будущий год. Согласно плану 2017 года, Уральский завод гражданской авиации выпустит 6 самолетов. Проектная мощность составит около 12 самолетов в год с возможностью увеличения до 20. УЗГА стремится выйти на этот уровень к 2019 году. Причем проектом предусмотрена не просто сборка, а постепенный переход к полной локализации производства L-410.
Суммарный объем инвестиций составляет 1 млрд рублей, 30% из которых – собственные средства УЗГА. В решении финансового вопроса заводу помогает Министерство промышленности и торговли, поскольку в создании нового цеха есть безусловный потенциал для развития региона.
Виктория Курако