Попали под колесо прогресса

Фото: avtovolgograda.ru

29 августа 2017 17:43:35

3017

Концерн «АвтоВАЗ» уведомил профсоюз о сокращении еще 500 сотрудников.

Речь идет о сотрудниках, которые воспользуются программой досрочного выхода на пенсию, сообщают СМИ. Эти 500 человек будут сокращены дополнительно к ранее названным 740 сотрудникам досрочно спроваженным на пенсию.

Опрошенные изданием «Гражданскими силами. ру» эксперты усмотрели в увольнениях не только признаки, серьезных проблем, стоящих перед флагманом отечественной автоиндустрии, но и обнадеживающие симптомы, свидетельствующие об уменьшении доли ручного труда в пользу автоматизации.

Вместе с тем, трудно отрицать тот факт, что без значительных госвливаний со стороны государства «АвтоВАЗ» едва ли смог составить сильную конкуренцию иностранным производителям. 

Отмечается, что приказы об изменении нормативной численности сотрудников завода были подписаны еще 24 августа. Как пояснил руководитель официального профсоюза компании Сергей Зайцев, на «АвтоВАЗе» была возобновлена программа досрочного выхода на пенсию с компенсациями, которая действует до 15 сентября. Последняя предполагает последующее софинансирование пенсии в размере дополнительных 5 тысяч рублей ежемесячно в течение пяти лет после сокращения. Не ахти какие деньги, но иного пути у предприятия, вынужденного сокращать расходы, видимо нет. Ветеранов производства передадут на госбаланс. Ранее стало известно, что правительство России выделит более 400 миллионов рублей на организацию занятости и переобучение работников «АвтоВАЗа». 

Очевидно, что продолжающиеся сокращения на «АвтоВАЗ» являются ответом на суровую экономическую действительность. Если в начале экономического спада в 2012—2013 годах ежегодно автомобильный концерн производил в среднем 550 тыс. автомобилей, то  по планам «АвтоВАЗ» в 2017 году будет выпущено 420 тыс. Главной причиной сокращения выпуска стало сильное падение продаж на российском рынке с 3 млн. автомобилей в 2012-2013 годах, до прогнозных 1,6 млн. автомобилей в 2017 году.

«Численность персонала «АвтоВАЗ» в 2012-2013 году находилась на уровне 65-70 тыс. чел. В условиях сильного сокращения объема производства, в моменте достигавшего 50% в 2015 году у предприятия нет другого выхода кроме, как оптимизировать издержки. На данный момент, на «АвтоВАЗ» занято 39,7 тыс. человек, что очень близко в процентном соотношении к падению производства. В этом году под угрозой увольнения находятся 4 тыс. сотрудников», — сказал в интервью сетевому изданию «Гражданские силы.ру» ведущий аналитик ООО «Аналитик-Сервис» Антон Быков.

Для того чтобы нивелировать возможный рост социальной напряженности в Самарской области, федеральные власти выделяют дополнительные деньги. Кроме того нужно учитывать долгосрочный фактор модернизации и автоматизации производства, который будет вести к общему сокращению персонала любого производственного предприятия. Так что увольнения во многом объясняются неумолимой поступью прогресса.

«АвтоВаз продолжает придерживаться политики сокращения персонала. С точки зрения бизнеса это вполне обоснованная политика. Компания минимизирует издержки путем обновления производственных мощностей на более современное и эффективное и параллельно сокращает затраты на заработную плату, а самое главное в то же время от этого и растет качество продукции автопроизводителя. Снижается человеческий фактор и брака становится меньше», — считает аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

Поможет ли политика увольнений решить проблемы предприятия?

«АвтоВАЗ» обладает для правительства еще и политическим значением, как один из крупнейших заводов на территории бывшего СССР, как демонстрация, того, что есть некий собственный автопром.

«Перспективы завода не назовёшь радужными, единственное, что может держать на плаву – это в кризисные времена очередной пакет помощи от государства и ожидании в будущем какого-либо прорыва в технологиях и бурном развитии отечественного автомобилестроения», — отметил в беседе с корреспондентом «Гражданских сил.ру» финансовый аналитик компании Gerchik&Co Виктор Макеев.

Ситуация на предприятии будет во многом определяться ситуации на авторынке.

«Мы надеемся, что вторая половина года будет удачнее минувшей. Этому должны поспособствовать и изменившийся настрой покупателей, уже осознавших «новую экономическую реальность», и более-менее стабильные цены на нефть и курсы рубля по отношению к мировым валютам, и продолжение действия программ господдержки, в том числе и то, что господдержка автопрома увеличится до 65 млрд. рублей в год. В целом авторынок растет, и это неплохо, но лишь за счет массового сегмента», —прокомментировал «Гражданским силам.ру» заместитель председателя Правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.

Сергей Путилов
Теги: «АвтоВАЗ», сокращение, персонал