В Красногорске открылась выставка антифашистских карикатур Бориса Ефимова

Фото © РИА Новости/ Владимир Вяткин

15 января 2018 17:03:40

4403

Выставка «Антифашистская графика времен войны», посвященная творчеству корифея советской политической карикатуры Бориса Ефимова, открылась в подмосковном Красногорске.

Посетители выставки, особенно жившие в советские времена знакомы с детства с сатирическими рисунками этого художника. Человек, лично видевший еще царя Николая Второго, переживший Советский Союз и его распад, ельцинское правление он ушел из жизни уже при Путине. Десять лет назад.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Миллионы жителей Советского Союза на протяжении нескольких поколений видели окружающий их мир именно таким, как изображал его Борис Ефимов. Образы это по преимуществу уродливо- гротескные. Иногда до жути страшные. Говорят, Гитлер скрипел зубами, когда разглядывал карикатуры Ефимова на себя и своих сподвижников. И было от чего позлиться — так обидно, в жалком и звероподобном обличье не удавалось изобразить фюрера ни одному из карикатуристов стран-участниц антифашистской коалиции.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Впрочем, рисовал Ефимов не только Гитлера и его прихвостней в обличье крыс, собак, зубастых волков. Когда партия сказала «надо», острое перо графика безжалостно клеймило «врагов-народа» — троцкистов (при том, что Троцкий долгие годы был его покровителем), бухаринцев, космополитов, «вейсманистов-морганистов», Ватикан.

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

После Великой Отечественной объектом сатиры художника стали западные империалисты, «вражьи голоса»: «Радио свобода» и «Свободная Европа».

Недавно на РС вышла передача, посвященная Ефимову. Едкие, и порой злые слова, сказанные на этой радиостанции, в адрес человека к тому времени уже ушедшего из жизни, пожалуй служат лучшей ему эпитафией. Действительно, практически каждый советский человек при упоминании «Радио свобода» рисовал в воображении ефимосвкую карикатуру, где джентльмен подозрительной наружности с надписью «ЦРУ» на спине играет на органе, из труб которого вылетают утки. Утки для доходчивости также снабжены этикетками: ложь, клевета, антисоветская пропаганда. Несмотря на то, что брат Ефимова (настоящая фамилия Фридлянд) был репрессирован, еврея-карикатуриста, по личному ходатайству Молотова, с началом войны вновь включили в обойму мастеров советской политической карикатуры, с возобновлением публикаций в «Правде», «Крокодиле», «Агитплакате» и других изданиях. Ефимов был лично знаком со Сталиным, который посмеивался в усы разглядывая карикатуры на своих врагов — крысоподобного Гитлера, похожего на мартышку Геббельса, свернувшегося кольцами толстого удава — Геринга. Уже на шестой день войны Борис Ефимов принимает участие в создании «Окон ТАСС» — прямого наследника легендарны «Окон РОСТА» времен Гражданской. Плакаты для «Окон» рисуются по горячим следам сразу после получения очередной фронтовой сводки и сразу же уходят в тираж. Помимо плакатов, Ефимов продолжает рисовать и карикатуры для ведущих газет. В поисках сюжетов он часто отправляется в командировки на фронт. В архиве художника сохранились многочисленные отзывы самых требовательных критиков — бойцов с передовой. Приведем несколько таких отзывов:  «Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше... Карикатуры — это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242». 

Однажды художник нарисовал дружеский шарж на «великого кормчего». На ней «вождь всех народов» изображен коротышкой в огромных солдатских сапогах. Рисунок показали Сталину. Тот посмеялся, но репрессировать карикатуриста не стал. Хотя известно, что Иосиф Сталин чрезвычайно переживал из-за своего низкого роста, да и огромные сапоги могли намекать на то, что тот примеряет себе обувь великого полководца, до звания которого не дорос. Однако, на счастье художника, все обошлось. После войны, когда объектом советской пропаганды стали западные империалисты, советский руководитель лично давал рекомендации Ефимову, что изображать на карикатурах. В конце сороковых годов карикатуриста вызвали в редакцию и огорошили сообщением: товарищ Сталин так примерно представляет себе новый рисунок: генерал Эйзенхауэр с огромным войском рвется в Арктику, а тут же рядом стоит простой американец и спрашивает: «В чем дело, генерал? К чему такая бурная военная активность в этом безлюдном районе?» А Эйзенхауэр отвечает: «Как? Разве Вы не видите, что нам отсюда грозит русская опасность?». Впрочем, как добавил всесильный тогда Жданов, «Вы можете выбрать другую тему для рисунка». Ефимов счел за благо поспешно согласиться с юмористической затеей Сталина. Отказ по тем временам мог иметь вполне трагические последствия.

На выставке в Красногорске представлены работы мастера времен войны. Сегодня над ними можно смеяться, иногда даже считать качество исполнения невысоким. Но, в действительности, карикатуры Ефимова служили мощным оружием, помогавшим бить врага на фронте, язвившим казалось бы непобедимого супостата могучим оружием сатиры и смеха.

Фото, текст Сергей Путилов
Теги: Борис Ефимов, Красногорск, выставка