ОКБ Мясищева получило патент на многофункциональный стратосферный самолет
10 июля 2018 20:00:07
Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Мясищева получило патент на многофункциональный дозвуковой самолет М-60, способный выходить в стратосферу.
Об этом РИА Новости сообщил генеральный конструктор ОКБ Александр Архипов.
Разработки, начатые еще в восьмидесятые годы с целью вывести пассажирские перевозки на высоту свыше 16 километров, то есть туда, где уже начинается стратосфера, оказались востребованы в наше время. Одним из главных преимуществ полетов на такой высоте является существенная экономия топлива, поскольку атмосфера там более разряжена. Как пояснил Архипов, разрабатывается проект дозвукового стратосферного самолета М-60, максимальная скорость которого 0,8 маха, то есть около 850 километров в час. Модель машины будущего прошла аэродинамические испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского. М-60 – проект разносторонний. На его основе (М-60Б) в свое время разрабатывался стратегический бомбардировщик нового поколения, однако он проиграл в конкурентной борьбе с КБ им. Туполева. Тем не менее, мясищевцы не опустили руки и теперь полны решимости создать стратосферный самолет, который может быть пригоден как для перевозки пассажиров, грузов, так и в качестве высотного самолета-разведчика.
В пассажирской версии вместительность салона самолета составит 400 кресел. Макет лайнера футуристических форм был представлен на авиакосмическом салоне Paris Air Show 2017 в Ле Бурже. Его отличительными чертами являются композитный фюзеляж овальной формы, прямое крыло большого удлинения и двигатели, установленные в хвостовой части над фюзеляжем. Концепцию пассажирского самолёта М-60 с фюзеляжем овального сечения (что позволяет повысить вместимость лайнера) в ОКБ Мясищева начали прорабатывать еще в 1980-90-х годах. Инновационная конструкция самолёта должна обеспечить улучшение топливной эффективности на 15–25% по сравнению с аналогичными по вместимости машинами, то есть, по сути, на дальности, предусмотренной для среднемагистральных самолетов (до 5000 км.), они не будут иметь себе конкурентов в плане экономии расхода топлива. Аналогичные разработки ведутся сейчас во Франции (проект Nova исследовательского центра ONERA) и в США (проект D8 от НАСА).
Средства на изделие Мясищева выделяются с 2011 года по целевой программе «Самолет-2020». Теоретические расчеты показывают, что самолет может достигать высоты 25 километров, что превращает его в идеального разведчика. Кроме того, в настоящее время М-60 может принять участие в конкурсе на Перспективный транспортный самолет (ПТС), который будет включать в себя семейство самолетов грузоподъемностью от 80 до 240 тонн. Последний показатель является пока недосягаемым для современных «низколетающих» транспортников, не способных достигать стратосферы. Так, грузоподъемность самого большого в мире транспортника «Мрия» не превышает 200 тонн.
Сергей Путилов