«Тихие заводи» для гонимых олигархов: российские офшоры начнут работу осенью
10 июля 2018 21:05:53
Уже в этом году в России появится альтернатива зарубежным офшорным зонам.
Специальные административные районы (САР) на островах Октябрьский (Калининградская область) и Русский (Приморский край) заработают осенью.
Об этом журналистам сообщил министр экономического развития РФ Максим Орешкин, сообщает ТАСС.
По прогнозам первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия» и одного из инициаторов проекта Виктора Пинского, приток инвестиций в САР может превысить один миллиард долларов.
Пакет законопроектов, направленных на создание специальных административных районов, был внесен в Госдуму 15 июня. Предполагается, что русские офшоры должны альтернативой зарубежным и привлечь инвестиции. В САР будет создан специальный налоговый и административный режим, позволяющий компаниям перерегистрироваться в российскую юрисдикцию.
Максим Орешкин уверяет, что САР создаются не под конкретные компании и не связаны напрямую с санкциями в отношении российского бизнеса. Однако, примечательна спешка, сопутствующая созданию льготных зон для капиталов.
Напомним, 5 апреля Минфин США обнародовал новый санкционный список, куда попали российские топ-менеджеры, бизнесмены и чиновники.
По подсчетам Bloomberg, по итогам «черного понедельника», российские олигархи потеряли в общей сложности порядка 16 миллиардов долларов. Состояние гендиректора «Норникеля» Владимира Потанина сократилось на 2,25 миллиарда долларов, главы «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова – на 1,37 миллиарда. Владелец «Реновы» Виктор Вексельберг потерял 1,3 миллиарда, а собственник En+ и «Русала» Олег Дерипаска — 905 миллионов долларов.
Кроме того, власти Великобритании неоднократно грозились «вывести на чистую воду» огромные средства российского происхождения, якобы материализовавшиеся в этой стране.
Является ли, с точки зрения владельцев офшорных активов, затея переместить «все что нажито непосильным трудом» на родину?
«Собственно, единственная цель создаваемых отечественных офшоров — вернуть хотя бы какую-то часть денег, выведенных из России, создав условия, пусть и не полностью благоприятные для тех, кто эти средства выводил, но хотя бы приемлемые. Просто потому, что сама по себе «деофшоризация» пока никаких фактических итогов не принесла – бизнесмены не кинулись возвращать капиталы из Люксембурга, Кипра, Латвии, BVI, Каймановых островов или расположенного близко к новым российским зонам Гонконга, так как предложенные условия были для них или вовсе не интересны, или не перевешивали тех плюсов, которые давали офшоры иностранные. Как сказал сам Максим Орешкин: «Перенос бизнеса из иностранной юрисдикции в российскую был сопряжен с очень высокими издержками. Он требовал ликвидации компании в одной юрисдикции и создания в другой. Приходилось погашать все долговые обязательства компаний, что серьезно нарушало нормальное ведение бизнеса. Сейчас создается специальный режим международной компании, который позволяет переносить работающую холдинговую структуру из одной юрисдикции в другую с сохранением ее активности в полном объеме». Теперь же им предлагается вариант, который может устроить пусть не всех, но какую-то часть отечественных бизнесменов. Это отчасти напоминает семейную политику, применяемую в отношении не слишком послушных подростков: «пусть лучше дома вина попробует, чем неизвестно с кем в грязном подъезде». При этом сами власти не рассчитывают на значительный приток средств, озвучивая достаточно нейтральные прогнозы в 1 млрд долларов в неопределенной временной перспективе (следует отметить в документе не уточняется, когда страна может увидеть этот миллиард). Не стоит исключать и вариант того, что зоны изначально создаются в интересах каких-то отечественных бизнесменов или финансово-промышленных групп, которые сейчас из-за санкций имеют ограниченный выход и повышенные риски для операций по счетам западных государств (история с декриминализацией банковского сектора Латвии свидетельствует о том, что хранение или трафик денежных средств даже через государства бывшего СССР, казавшиеся относительно близкой и безопасной «тихой гаванью», не несут в себе гарантии существенных потерь)», — сказал в интервью «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
«Широкая популярность офшоров обусловлена возможностью сохранять конфиденциальность и безопасность своих вкладов, а также переводить деньги на иностранные счета. В том числе там присутствуют и незаконные схемы, направленные на вывод капитала вне всякой связи с реальной предпринимательской деятельностью. Чаще всего это фиктивные сделки с целью вывода собственных или чужих, в том числе бюджетных, средств в офшорную зону. Помимо нарушения валютного и федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, такого рода схемы часто скрывают уклонение от уплаты налогов. Другое дело, что на практике нелегальные способы часто успешно маскируют под легальные. Такие капиталы в Россию конечно не вернутся», — отметил председатель московской коллегии адвокатов «Европа-Азия» Теюб Шарифов.
Сергей Путилов