Эксперты о катастрофе ТУ-154: «Он не падал, он садился»
14 марта 2017 13:29:57
Завершившаяся техническая часть расследования унесшей 92 жизни катастрофы ТУ-154 Минобороны, летевшего в Сирию и разбившегося 25 декабря прошлого года над Черным морем, заставила экспертов прийти к неожиданному для многих выводу самолет — находился в пилотируемом режиме, и на воду он не упал, а сел.
Как сообщает «Ъ» со ссылкой на анонимные источники в экспертной группе, командир экипажа майор Роман Волков, имевший налет в 4 тысячи часов, был опытным пилотом. Тем труднее объяснить его поведение при взлете с аэродрома в Адлере. Сейчас медицинскую карту Волкова тщательно изучают эксперты Минобороны, тщательно изучаются обстоятельства подготовки к роковому полету, и даже опрашиваются инструкторы, учившие Волкова.
Теория ошибки экипажа доминировала с самого начала расследования. Правда, были и другие версии: техническая проблема, обстрел самолета с моря, взрыв на борту, попадание птицы в двигатель и т.д. Но именно версию ошибки экипажа Минобороны отвергало с самого начала расследования. Тем более что долго не могли найти «черный ящик», а потом выяснилось, что изношенность механизма самописца не позволяет сразу расшифровать записи, и «черный ящик» пришлось передавать специалистам МАК. Они, в конце концов, и создали 3D-модель фатального полета. Вот тут и начались загадки.
Свидетели катастрофы утверждали, что самолет не падал и не пикировал, а именно садился на воду. После жесткой посадки машина развалилась на части, которые тут же затонули. Шансов выжить ни у кого из находившихся на борту ТУ-154 не было…
А вот как показан тот полет на 3D-модели МАК. Самолет взлетел в абсолютно нормальном режиме, машина все время полета не теряла скорость, не выходила на закритические «углы атаки», не валилась в «штопор» и не падала. Примерно через минуту после взлета ТУ-154 набрал высоту до 250 метров и скорость до 370 километров в час. Именно в этот момент на борту что-то произошло, и события начали принимать необратимый характер. Потому что именно в этот момент командир экипажа Роман Волков перевел машину не в режим набора высоты, а в режим посадки. В течение десяти секунд машина снижалась в контролируемом режиме и управлялся летчиком вплоть до соприкосновения с водой.
«Коммерсантъ» приводит мнения экспертов, предполагающих, что пилот просто был дезориентирован в пространстве, поскольку в темное не мог видеть никаких ориентиров, но при этом вел машину не по приборам. Экипаж якобы мог видеть звезды, но ночью это могло быть и отражение звезд в море, а возникшая при ускорении перегрузка вполне могла создать у летчиков иллюзию набора высоты. И машина, по всем «раскладам» поднимавшаяся в небо, вдруг оказалась в море…
Тем не менее, пока это только предварительная версия, а окончательно причины трагедии над Черным морем назовет государственная комиссия.
Сергей Антонов