Инвестор идёт на Восток: перспективы развития ДФО обсудили на ВЭФ в Приморье
05 сентября 2021 11:53:00
В Приморье завершился Восточный экономический форум, где обсуждались перспективы развития Дальнего Востока
Во Владивостоке с 2 по 4 сентября в шестой раз прошёл Восточный экономический форум, ставший важнейшим событием такого рода для восточных регионов России за последнее время. Вообще форум является ежегодным, однако в прошлом году он был отменён из-за ковидных ограничений. На мероприятии обсуждались самые разные проблемы региона от здравоохранения и развития городской среды до инвестиций в высокотехнологичные отрасли и проблем сельского хозяйства. В форуме приняли участие более 4 тысяч человек из десятков стран, а к освещению событий были привлечены около 1000 журналистов. Хотя участников и было значительно меньше, чем двумя годами ранее, состав их был весьма представителен.
Без подготовительных ухищрений, традиционных для проводимых в России мероприятий такого масштаба, тоже, конечно же, не обошлось. Перед началом ВЭФ на улицах приморской столицы латали и перекладывали асфальт, меняли тротуарную плитку и в пожарном порядке завешивали красивыми баннерами потрескавшиеся фасады и пострадавшие от пожаров здания, до которых экономический прорыв ещё не дошёл. В конце концов, инвестиционное развитие Дальнего Востока только собирались обсуждать, средства на капитальное обновление городской инфраструктуры брать сейчас, похоже, неоткуда. Тем не менее из бюджетов Владивостока, Приморского края и Минвостокразвития на проведение форума выделили почти 1,7 млрд. рублей. В сами дни проведения ВЭФ было перекрыто или ограничено движение на суше, воде и в воздухе. На остров Русский, где проходили основные совещания и встречи, грузовики пускали только ночью, для судов была закрыта его акватория, запрещались все частные полёты в окрестностях Владивостока и охота в соседних районах. За соблюдением принятых мер следили не только полиция и Росгвардия, но и сотрудники ФСО, охранявшие прибывших в город первых лиц государства.
В первый день на площадках форума много говорили о современных технологиях, в т.ч. зелёной энергетике, и развитии туризма в дальневосточных субъектах. Регионы ДФО славятся своими природными красотами, от озера Байкал до камчатских гейзеров и вулканов, однако главным препятствием на пути к кардинальному увеличению турпотока является труднодоступность многих перспективных в этом отношении мест и дороговизна полётов из европейской части России, не говоря уж о других странах. Возглавляющая Ростуризм Зарина Догузова заверила, что эта проблема уже решается путём предоставления туроператорам чартерной субсидии в виде 50% компенсации фрахта самолётов, благодаря чему уже открыты первые чартерные рейсы на Байкал и Сахалин. За 5 лет количество туристов выросло на 220%, и в ближайшие годы тенденция должна продолжиться.
Большое внимание уделено грандиозному транспортному проекту расширения Севморпути, которое обсуждалось на нескольких встречах. Росатом, которому поручено администрировать вопросы, связанные с этим морским коридором, обещает нарастить флот судов ледового класса для увеличения пропускной способности этого маршрута. Северный морской путь должен резко повысить роль дальневосточных портов в международных грузоперевозках, тем более что к проекту проявляют интерес и зарубежные инвесторы. Путь в конечном итоге должен протянуться от берегов Норвегии до Корейского полуострова и обеспечить более быструю доставку товаров между Восточной Азией и европейскими странами.
В основной день форума, 3 сентября во Владивостоке выступал президент России Владимир Путин. Он высказал свои соображения не только по внутренней, но и по внешнеполитической тематике. В частности, глава государства назвал нонсенсом отсутствие мирного договора с Японией со времён Второй мировой войны и в очередной раз призвал к его заключению, отметив, однако, что южные Курилы не могут быть предметом торга и безусловно являются частью России. Из этого, кстати, следует, что реального заключения указанного соглашения в ближайшее время не предвидится, потомучто как раз в эти месяцы наблюдается очередное охлаждение российско-японских отношений из-за требований Японии передать ей Шикотан, Кунашир, Итуруп и Хабомаи. Вообще, японская делегация в этот раз была менее многочисленной, чем ожидалось изначально. Интерес японцев к ВЭФ ослаблен не только по причине дипломатических споров с РФ, но и из-за внутренних проблем – всплеска пандемии после Олимпиады и правительственного кризиса, возникшего с отставкой премьер-министра Ёсихидэ Суга.
Глава государства также пообещал новые меры поддержки бизнеса и населения Дальнего Востока. Он заметил, что за 6 лет объём прямых иностранных инвестиций в экономику региона вырос вдвое и подчеркнул, что надо сделать всё, зависящее от российских властей, чтобы достичь ещё лучших результатов. Тут же была предложена одна из таких мер. Для предпринимателей, работающих на Курилах, введут налоговые каникулы на 10 лет, освободив от налогов на прибыль, землю и транспорт, и снизив страховые взносы. Льготы доступны и зарубежным компаниям.
В последний день в кампусе Дальневосточного университета проходили дискуссии с участием представителей молодёжи. Там обсуждались проблемы образования, в частности, соцподдержки студентов, приезжающих учиться в Хабаровск и другие крупные города, а также недостатки программы «дальневосточного гектара». Участники этой госпрограммы посетовали, что горожанам, переезжающим в сельскую местность на полученную от государства землю, нужна дополнительная поддержка для освоения на новом месте и открытия успешного бизнеса. Однако в целом инициатива признана успешной.
Из интересных предложений – объявление о планах построить город-спутник Владивостока, который, чтоб не мучиться с выбором имени, решили так и назвать – Спутник. Его строительство, по задумке инициаторов, в число которых входит и правительство Приморья, должно предотвратить отток населения из края и может обеспечить появление первой на Дальнем Востоке агломерации с миллионом жителей. Чем этот город будет кардинально лучше существующих крупных городов – того же Владивостока, Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре, например, не совсем ясно. Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев внёс толику реализма в обсуждение амбициозного проекта, сказав, что надо бы сначала привести в порядок существующие населённые пункты, а потом уж приниматься за новые.
Одним словом, форум получился насыщенным, богатым на громкие заявления и интересные предложения. Планируется, что общая сумма заключенных на ВЭФ контрактов может достичь 4 трлн рублей. Окончательные цифры ещё не подсчитаны, а реальное влияние на развитие региона мы сможем оценить лишь через месяцы, а в некоторых случаях – годы. Но не следует забывать, что форум этот уже шестой, а социально-экономических проблем на Дальнем Востоке пока меньше не становится.
Алексей Черников