Патриарх Кирилл предостерег верующих от происков «агрессивного атеизма»
27 октября 2017 12:08:37
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл полагает, что число атеистов в мире невелико, но они стремятся к господству над верующими.
Об этом он рассказал в интервью румынскому изданию Q Magazine накануне своего визита в Бухарест.
По его словам, «и атеисты, и сторонники радикального секуляризма предпринимают настойчивые попытки идейного доминирования над верующим большинством нашим планеты, которое, к сожалению, нередко оказывается неспособно к коллективной защите своего права на религиозное мировоззрение».
Напомним, в России еще не так давно атеизм был господствующей идеологией. Однако, это имело двусмысленные последствия для Церкви. С одной стороны, она подвергалась гонениям. В то же время, как вспоминал мой дед, после Великой отечественной, если в деревне видишь самый высокий зеленый забор, а за ним большой дом, значит там живет священник.
Сталин понял преимущества союза с Русской церковью. После периода репрессий тридцатых годов на нее, как из рога изобилия, пролились всевозможные блага. Священники свободно ездили в загранкомандировки, снабжались автотранспортом за счет государства, получали дотации. Так что власть атеистов далеко не всегда противоречила комфортному существованию церковных функционеров. В обмен, конечно, приходилось делать кое-какие услуги, но сейчас наши церковники об этом не любят вспоминать.
Напомним, нынче государство у нас светское. Однако увидеть священника на уроках в школе — не редкость. Рассматривается вопрос о введении курса преподавания православных семейных ценностей. А тем, кто решит поиграть в храме в покемонов — и вовсе светит тюрьма. При этом, согласно последним опросам, неверующими считают себя 13% россиян.
Патриарх предположил, что есть регионы и страны, в которых заметен рост числа атеистов или людей, которые отказываются отождествлять себя с какой бы то ни было религией. Но есть и общества, где число верующих растет.
«В абсолютном выражении число атеистов крайне мало. Они сконцентрированы в основном в обществах с самым высоким уровнем потребления, члены которых, видимо, полагают, что рай для них уже наступил», — отметил предстоятель РПЦ. При этом он предостерег: «Другое дело, что атеистические идеи нередко агрессивно пропагандируются в публичной сфере».
Об атеистической агрессии пока слышать не доводилось. По крайней мере, со времен советских репрессий. А вот то, что экстремизм во всем мире имеет преимущественно религиозную окраску отрицать не приходится. По оценке ЦРУ, две трети терактов в мире совершается исламистами. Христианский экстремизм, если не считать причуд «Христианского государства», руководитель которого угодил под суд в России вроде бы пока не прижился. Но в других странах он получил вполне широкое распространение.
Патриарх Кирилл напомнил о массовом обращении к вере людей в России и других странах Восточной Европы, а также об успехах христианской миссии в Африке, высоком уровне религиозности в Латинской Америке и в арабском мире. Это, по его мнению, говорит о малочисленности атеистического сообщества в глобальном масштабе. Возможно, в связи с успехами христианской миссии следовало бы напомнить, что христианские фанатики отрезают головы сотням своих религиозных оппонентов в той же Нигерии не хуже ИГИЛ (террористическая организация – запрещена на территории РФ) Нигерийские журналисты до сих пор с содроганием вспоминают йельвскую резню. 2 мая 2004 года христиане из племени тарок окружили местечко Йельва, населенный преимущественно мусульманами-фульбе. В результате резни, 660 мусульман были убиты. Представители племени тарок не пощадили даже пациентов местной больницы. Они сожгли 12 мечетей и 300 домов, а местных девушек заставили пить алкоголь, есть свинину, изнасиловали и убили.
Фанатизм, какой бы верой он не прикрывался, до добра не доводит. В той же Саудовской Аравии мало что поменяется к лучшему после того, как там построят за 500 млрд долларов «город будущего», где рубить головы за прелюбодеяние и отсекать руки за воровство будут не люди, а «продвинутые» роботы.
«Религиозная вера никогда не развивается поступательно: она требует постоянного преодоления бросаемых ей вызовов, а зачастую и движения против течения», — резюмировал предстоятель РПЦ.
Ели говорить о вере, которой сильна по умолчанию наша Святая Русь, и которой якобы нет на секулярном Западе, то это вопрос спорный. К примеру в США христианство является не только формальной обязанностью (постоять со свечкой на Пасху), но и моральным кредо большинства населения. У нас же постятся, соблюдают все строгие правила РПЦ менее 5% населения. По данным ВЦИОМ с конца 1990-х годов число постящихся в нашей стране изменилось незначительно: по-прежнему около трех четвертей россиян во время Великого поста сохраняют обычный режим питания (79% в 1998 г. и 77% в 2016 г.). Каждый десятый (9%) сообщает, что соблюдает Пост частично. Полностью придерживаются Поста только 3% наших сограждан. При том, что православными себя называют более половины жителей страны.
Является ли религиозность гарантией ответственной гражданской, нравственной позиции? Если не читать новостей, то возможно. А если отслеживать религиозную хронику нашей страны, то случаи когда пьяные священники сбивают прохожих, оказывают сопротивление полиции, отнимают недвижимость у светских организаций — давно уже не являются редкостью. Чем такой «религиозный» человек лучше атеиста? Провозглашенный с амвона крестовый поход против атеистов несколько запоздал. Где были наши священники, когда права верующих действительно попирались советским атеистическим государством?
«Уже со времен Сталина Церковь неплохо устроилась у кормила власти, хотя формально и подлежала искоренению как «идеологически вредная» система. Те кто действительно пытался защищать права верующих (религиозный диссиденты) осуждались не только советской властью, но и проклинались самой Московской патриархией. Многие священники «стучали» на прихожан и пользовались земными благами, которые давала им власть. В частности, по линии международного сотрудничества Церквей. Еще безбожник Сталин увидел пользу, которую может приносить Церковь. Особенно когда немцы стали открывать закрытые при советской власти православные храмы», — рассказал в свое время автору статьи узник советских лагерей, участник Комитета защиты прав верующих игумен Варсонофий (Хайбулин).
Таким образом, даже атеизм, если он облечен государственной властью, вполне может стать источником благодеяний для Церкви. Главное — договориться.
Сергей Путилов