Поможет ли председатель Госдумы Володин возродить тамбовские троллейбусы?
23 июля 2024 17:16:00
В советском романе «Белые одежды» Владимира Дудинцева у одного таинственного персонажа — биолога-диссидента — было прозвище Троллейбус. Спустя полвека после написания книги в реальной жизни, в городе Тамбове, в связи с этим видом транспорта возникла также, можно сказать, загадка — общественное движение. Активисты регулярно дают о себе знать выступлениями в поддержку реанимации захиревшего в городе троллейбусного движения
Столь активная защита троллейбусов может для кого-то выглядеть непонятной загадкой, поскольку этот вид общественного транспорта, мягко говоря, не все признают прогрессивным. К примеру, в Москве, считающейся одним из передовых городов мира в части развития общественного транспорта, как напоминало в связи с тамбовской проблематикой издание «Нос», от «рогатых» избавились. Их заменили электробусами, и поначалу звучавшая критика этой транспортной революции уже не слышна.
В Тамбове же никто заявлений о намеренном отказе от троллейбусов не делал — увядание этого вида транспорта происходило плавно, в унисон с общим ухудшением ситуации региона при прежнем губернаторе Александре Никитине. Накануне смены губернатора, в июле 2021 года ежедневно на три городских маршрута выходило только восемь рогатых машин, изношенных на 80%, при контактной сети, изношенной на 70%. Ежегодные затраты на обслуживание электротранспорта превышали 100 млн рублей, для развития парка необходима была массовая закупка троллейбусов, однако городской бюджет этого себе позволить не мог. Вместо троллейбусов власти приобрели не электробусы, как в столице, а 63 автобуса на газомоторном топливе.
Новый глава администрации Тамбовской области Максим Егоров в 2022 году, ссылаясь на региональную программу развития общественного транспорта, по данным ТАСС, обещал закупку первых пяти электробусов. Однако СМИ вспомнили, что в 2018 году город уже испытывал электробус (или автобус с быстрой подзарядкой), опыт был признан неудачным из-за дороговизны этих машин.
Власти тем временем начали демонтаж троллейбусных сетей. На этом фоне в начале 2023 года в соцсетях, в YouTube канале «Троллейбусы Тамбова» появилось обращение жителей города к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой возбудить уголовное дело в отношении чиновников из-за планов «полностью разрушить троллейбусное движение», заявив, что «действия чиновников по закрытию троллейбусных линий и навязывание автобуса — это преступление против нашего города, разрушение инфраструктуры». И дело возбудили.
На днях дискуссии о судьбе тамбовских троллейбусов снова обострились. Глава Тамбовской области Максим Егоров в своем аккаунте в «ВК» опять высказал мнение, что вместо восстановления троллейбусного движения в областном центре лучше закупить электробусы.
Он объявил, что в Тамбовщине начинается «масштабное обновление общественного транспорта». В этот раз он сослался не на региональный, а на новый федеральный проект «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Инфраструктура для жизни», под который он поручил «подготовить детальную программу на уровне региона».
Чиновник напомнил, что в прошлом году власти субъекта передали муниципалитетам 52 новых автобуса. На эти цели регион получил 400 млн рублей из федерального бюджета, что стало «беспрецедентной мерой поддержки отрасли».
Егоров также ссылается на указ президента Российской Федерации, согласно которому доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, должна составлять не менее 85 процентов: «Так, до 2030 года включительно нам предстоит обновить почти 400 автобусов всех классов».
«Также мы можем вступить в программу обновления электрического транспорта. Но вместо восстановления троллейбусов, считаю, что необходимо приобретать электробусы. Так мы избавимся от лишних проводов и конструкций (...) Всем профильным министерствам и ведомствам нужно очень быстро включаться в работу. Это поможет направлять заявки, пока только готовится новый федеральный проект», — рассуждает глава региона.
Тамбовчане тем не менее в комментариях не забывают троллейбусы. А администрация Тамбова сообщила, что «для возобновления полноценного функционирования троллейбусного сообщения в городе Тамбове необходимо произвести практически полную реконструкцию троллейбусной инфраструктуры. Руководство администрации города Тамбова придерживается позиции использовать все возможности участия в федеральных программах в случае их принятия».
Вскоре после этого поста Максима Егорова местные общественники потребовали помощи от спикера Госдумы Вячеслава Володина.
Обращение жителей города Тамбова к спикеру Госдумы Вячеславу Володину опубликовано в группе «Общественный транспортный совет». Его авторы пишут политику: «Вы восстанавливаете и развиваете движение троллейбусов в Саратове и в других регионах. Благодаря вам были проведены парламентские слушания в Государственной Думе и принято важное постановление о необходимости восстановления и развития троллейбусного движения в регионах.
В нашем городе за последние годы местными чиновниками большое количество троллейбусных линий было закрыто и разрушено, а вместо троллейбусов навязывают автобусы, которые отравляют весь город выхлопными газами.
В городе осталось на маршрутах всего 4 троллейбуса. Из-за отсутствия троллейбусов жители многих районов не могут комфортно перемещаться по городу».
Тамбовчане требуют от Володина «прямого вмешательства и помощи нашему городу».
«Мы просим вас восстановить все троллейбусные линии в нашем городе и просим приобрести в наш город не менее 60 новых троллейбусов», — конкретизируют активисты.
Год назад Вячеслав Володин высказывался в поддержку тамбовских троллейбусов. Тогда он излагал мнение, что решение данного вопроса необходимо переводить на региональный уровень. Речь идёт о переводе муниципального электротранспорта в полномочия регионов.
«Однако лучше, чтобы были федеральные программы, которые позволят на системной основе заменять устаревший подвижной состав», — резюмировал спикер Госдумы.