Россия скоро сделает важный шаг на пути электромобилизации

03 июня 2025 20:06:00
В России собираются наладить выпуск важного компонента для электромобилей. С помощью одной этой технологии совершить прорыв в распространении электротранспорта вряд ли удастся, но комплексный подход должен привести к положительному результату
К началу 2026 года российский концерн «Энергомера» должен начать производство полупроводника карбид кремния, который окажется крайне полезным для производителей электромобилей. В Центре поддержке общественных и гражданских инициатив рассказали, что использование карбида кремния в несколько раз повышает срок службы аккумуляторов, увеличивает запас хода электрокара и снижает затраты на охлаждение. Сейчас карбид кремния производится в Японии, Китае, США и Швейцарии и всё активнее используется крупнейшими автопроизводителями, а российская технология, в финансировании которой поучаствовало государство, обещает быть значительно дешевле зарубежных аналогов. В ЦПОГИ отмечают, что отечественный рынок электромобилей очень нуждается в данном компоненте, а в перспективе его можно будет поставлять и на экспорт, пишет издание «Акценты».
Пока рынок электромобилей в России выглядит скромно в абсолютных цифрах. Так, летом 2024 года агентство «Автостат» насчитало в РФ 50 тысяч полноценных электрокаров. Подключаемые гибриды, имеющие в своей конструкции двигатель внутреннего сгорания, в это число не включены, хотя в некоторых странах их учитывают в общей статистике «зелёного» транспорта. Но в любом случае доля в 0,1% от всего автопарка пока не впечатляет. В Норвегии, которая стала одним из лидеров электромобилизации, чисто электрическими ещё в прошлом году являлись 26,6% от всех зарегистрированных авто. Немного меньше, 26,4% машин были оснащены бензиновыми моторами, а оставшаяся доля приходилась на дизельный и гибридный транспорт. Однако динамика рынка и в России соответствует мировым трендам. В 2023 году в стране было продано около 14 тысяч электрокаров, а в 2024-м – около 18 тысяч. Правительство составило несколько сценариев прогноза по численности электромобилей в 2030 году. Сбалансированный сценарий предполагает, что через 5 лет такие машины будут занимать 15% рынка, а их общая численность превысит полтора миллиона штук. Исполнительный директор по информационным и интеллектуальным системам ФГУП НАМИ Денис Ендачев считает, что в таком результате нет ничего невозможного, поскольку в России активно развивается как инфраструктура для использования электротранспорта, прежде всего сеть зарядных станций, так и собственное производство электрокаров.
Схожий прогноз развития рынка дали и специалисты Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. По их оценке, в 2030 году продажи электромобилей в России составят от 62 до 164 тыс. штук. Однако даже по этим оптимистичным оценкам отечественные автопроизводители смогут удовлетворить лишь треть спроса. А сейчас массовых электрокаров собственной разработки в нашей стране фактически нет. Первопроходцами и флагманами отечественного производства электромобилей стали завод «Моторинвест» в Липецкой области и Московский автомобильный завод. Они выпускают электрические модели под брендами Evolute и «Москвич», но автоэксперт Игорь Моржаретто напомнил, что оба завода собирают свою продукцию из китайских машинокомплектов с небольшими изменениями. Во многом это копии китайских моделей Dongfeng и JAC соответственно.
Первым полностью отечественным и достаточно доступным электромобилем должен стать компактный «Атом». Когда стали появляться новости об этом проекте, журналисты вспомнили стартап Zetta и «Ё-мобиль». Ни один из этих проектов так и не был доведён до реального производства. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин высказал опасения, что та же участь постигнет и «Атом», а если его всё-таки начнут выпускать, применяемые технологии будут выглядеть устаревшими на фоне более прогрессивных китайских электромобилей. Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев добавил, что «Атом» вряд ли сможет обойтись без зарубежных технологий, в том числе программного обеспечения, поскольку отечественные аналоги ещё не были разработаны. Вопреки некоторому скепсису в экспертной среде проект «Атом», по-видимому, всё-таки будет реализован. Хотя сроки поступления в продажу первых электромобилей уже немного сдвинули. Изначально старт производства намечался на июль 2025 года, сейчас речь идёт о конце текущего года. Пока о рыночных перспективах «Атома» говорить сложно, однако у этого автомобиля будут версии для такси и каршеринга, так что на фоне принятия закона о локализации такси определённый корпоративный спрос ему наверняка будет обеспечен.
В целом рост числа электромобилей, по словам продакт-менеджера SMARTWATT по возобновляемым источникам энергии Николая Бабинова, сдерживается недостаточно развитой сетью зарядных станций и ограниченным доступом отечественных производителей к аккумуляторным технологиям. Удешевление производства и повышение надёжности АКБ в России идёт медленнее, чем в развитых странах. В «Росатоме» утверждали, что российские производители способны выпускать одни из самых универсальных в мире зарядных станций, но эта технология также нуждается в масштабировании. Пока по всей стране работают около 7,5 тыс. зарядных станций, а запланированный правительством рост числа электрокаров потребует многократного увеличения числа зарядок. Специалисты ВШЭ также констатировали, что более быстрому распространению электротранспорта препятствует сравнительно небольшой запас хода и быстрый износ батарей. Карбид кремния, который скоро начнёт выпускать российская компания, должен помочь в решении и этой проблемы. Но важно понимать, что совершить «электромобильную революцию» в России с её огромными расстояниями и не везде хорошими дорогами вряд ли получится посредством отдельных, не связанных друг с другом решений. Нужен системный подход, включающий развитие собственного производства электромобилей, расширение сети зарядных станций и меры поддержки для автовладельцев, делающих выбор в пользу экологичных моделей. В этом случае динамика прироста парка электрокаров останется позитивной и, вероятно, даже ускорится, как это произошло в Европе и Китае.