«Большая чистка» в Эр-Рияде: «модернизаторы» против консерваторов
08 ноября 2017 14:00:20
Резкий взлет цен на нефть в последние три дня заставил мир пристальнее взглянуть на события в Саудовской Аравии, где объявлена настоящая война коррупции, и уже арестованы более шестидесяти принцев, бизнесменов и высокопоставленных чиновников, в том числе в армии и полиции.
Как сообщает The Wall Street Journal, Центральный банк Саудовской Аравии, заморозил счета «людей, представляющих интерес».
Судя по всему, мы становимся свидетелями не только обычных для ближневосточных монархий клановых «разборок». Речь может идти о борьбе между реформаторами, которых представляет сын короля, наследный принц Мухаммад ибн Салман, и консерваторами, среди которых оказалось большинство саудовских принцев.
Войну мздоимцам объявил Антикоррупционный комитет, созданный королем и возглавляемый 32-летним наследным принцем Мухаммад ибн Салманом. Эту войну ибн Салман начал почти того, как отец-король Салман ибн Абдель Азиз аль-Сауда назначил его наследником престола.
Именно по инициативе Мухаммада ибн Салмана сейчас в Саудовской Аравии идет самая масштабная антикоррупционная кампания в новейшей истории этой арабской страны.
На прошлой неделе в Саудовской Аравии начались повальные аресты десятков принцев и государственных чиновников, подозреваемых в коррупции, причем, судя по всему, это только начало.
Еще в минувшую субботу король Салман «скоропостижно» отстранил от должности главу Национальной гвардии принца Мутаиба бин Абдуллу и командующего ВМФ адмирала Абдуллу бин Султана, а в воскресенье начались повальные аресты принцев-коррупционеров.
По данным саудовского телеканала «Аль-Арабия», Комитет по борьбе с коррупцией объявил о возобновлении расследований о наводнении в Джидде в 2009 году и вспышке ближневосточного респираторного синдрома Mers в 2012 году. Телеканал сообщил лишь о некоторых задержанных. Среди них – экс-министр финансов и член совета директоров компании ARAMCO Ибрагим аль Ассаф, принц Турки бин Абдалла и один из богатейших людей мира (по данным Forbes, его состояние оценивается как минимум в 17 миллиардов долларов), глава крупнейшей Саудовской инвестиционной компании Kingdom Holding, принц Аль Валид бин Талал, инвестировавший в Twitter, Apple, банковскую группу Citigroup и сеть отелей Four Seasons. Кстати, Бин Талал известен и тем, что первым начал нанимать на работу женщин, которые сейчас составляют две трети сотрудников его компании.
Как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией в Эр-Рияде, правительство Саудовской Аравии планирует конфисковать у коррумпированных принцев и чиновников до 4 триллионов риалов, или до 800 миллиардов долларов наличными и в виде различных активов. Учитывая, что в списке арестованных таким мультимиллиардеры, как министр экономики Адель Факих и вышеупомянутый Аль-Валид бин Талал, улов борцов с коррупцией может оказаться куда больше.
Но дело явно не только в желании «прищучить» коррупционеров и пополнить за их счет государственную казну.
Главной причиной «саудовского переполоха» стало желание наследного принца провести в стране кардинальные реформы, снять Саудовскую Аравию с «нефтяной иглы», модернизировать социальную и политическую жизнь страны (например, разрешить женщинам работать и водить автомобили) и реструктуризировать саудовскую экономику таким образом, чтобы доходы от наукоемких производств и туризма хотя бы сравнялись с доходами от экспорта нефти.
«70 процентов населения Саудовской Аравии моложе тридцати лет, и эти люди хотят жизни, в которой наша религия станет не синонимом запретов всего и вся, а синонимом толерантности», — заявил ибн Салман в конце октября, выступая по национальному телевидению, где он пообещал «быстро извести под корень остатки религиозного экстремизма», — «Мы возвращаемся к тому, чем были раньше, мы снова станем страной умеренного ислама, открытой для всех религий, традиций и людей со всего мира», — сказал он на встрече с инвесторами в конце октября.
В качестве главы Совета по экономике и развитию принц недавно презентовал на заседании кабинета министров амбициозную программу «Видение: 2030», предусматривающую приватизацию энергетического сектора, здравоохранения и образования, части военной промышленности и неиспользованных государственных земель. Предполагается также акционирование крупнейшей нефтедобывающей компании ARAMCO и глубокое развитие других отраслей экономики, не связанных с нефтедобычей, имеется в виду, прежде всего, обрабатывающая и горнодобывающая промышленность, банки и туризм.
К числу самых глобальных проектов ибн Салмана можно отнести проект строительства «города будущего» NEOM площадью более 25 тысяч квадратных километров, своего рода Саудовской «Силиконовой долины», где роботов будет больше, чем людей, а весь транспорт будет «беспилотным». На реализацию этого проекта уйдет как минимум триллион долларов, или чуть меньше прошлогоднего ВВП Саудовской Аравии.
«К 2020 году поступления в бюджет от не связанных с нефтью отраслей могли бы составить до 100 миллиардов долларов», — цитирует принца The Wall Street Journal.
На том же заседании кабинета Мухаммед бин Салман заявил о начале «национального поворота», «преобразовании благословенной родины» и искоренении «бюрократии и коррупции».
Но чтобы добиться этого, ибн Салману надо для начала убрать с дороги принцев-консерваторов, привыкших жить за счет персональных нефтепромыслов, дающих своим хозяевам даже при нынешних низких ценах на нефть не менее 10 миллионов долларов чистой прибыли в день.
Политического опыта у ибн Салмана предостаточно: с 2009 года он был советником отца, тогда еще наследного принца Салмана. После кончины дедушки, короля Абдаллы в 2015 году, Мухаммед стал самым молодым министром обороны в мире, а заодно и генеральным секретарем королевского суда.
Сейчас наследному принцу приходится торопиться, его отцу-королю Салману ибн Абдул-Азизу аль Сауду скоро исполнится 83 года, он перенес инсульт, сложную операцию на позвоночнике, и, по некоторым данным, король давно страдает болезнью Альцгеймера и деменцией. А после того, как неизвестные попытались атаковать королевский дворец в Эр-Рияде, ибн Салман понял, у него есть влиятельные враги, и так просто власть ему в руки не упадет.
Главный враг ибн Салмана – 57-летний бывший наследный принц а ныне министр внутренних дел Мухаммед бин Наиф, поддерживаемый не только большей частью чиновничества, но и ваххабитским духовенством. Пока ибн Салман сыграл «на опережение», нейтрализовав большинство сторонников бин Наифа, но ему еще придется побороться с консерваторами, возглавляемыми этим влиятельным принцем, имеющим авторитет не только в полиции, но и в армии, а значит, и способным пойти на государственный переворот.
Нынешняя «Большая Чистка» — первый шаг ибн Салмана к достижению целей, которых невозможно добиться без жесткой централизации власти, призванной сменить «клановую демократию» в Саудовской Аравии.
Игорь Петров