Исламский эмират по саудовскому образцу. Как изменится Афганистан после прихода «Талибана»*
31 августа 2021 14:34:00
Ряд политических экспертов высказали мнение, что России выгодно принять активное участие в восстановлении экономики и государственности Афганистана, где к власти пришло радикальное движение «Талибан»* (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим.ред.)
По их мнению, дружба с Россией будет с благодарностью принята рядовыми гражданами, многие из которых помнят вклад СССР в афганскую экономику. Заявления в подобном ключе сделали специальный представитель президента России по Афганистану Замир Кабулов и политический обозреватель информационного агентства «Фергана». Однако дает ли подобные возможности только доброжелательность в отношениях между Россией и талибами*? Кому в итоге могут достаться природные ресурсы Афганистана? К слову сказать, немалые. Ведь помимо нефтяных месторождений, в стране находится второе в мире месторождение меди в Айнаке. Право на его разработку еще в середине 2010-х получил Китай, а запасы меди китайские специалисты оценили в триллионы долларов.
Китайский интерес
Вспоминая о китайском интересе в экономике Афганистана, стоит отметить, что между двумя странами было установлено грузовое железнодорожное сообщение. До последнего времени американцы всячески этому препятствовали, нагнетая напряженность именно в тех районах страны, которые граничат с Китаем. Теперь ситуация, вероятно, изменится, однако вряд ли можно утверждать, что китайские и российские компании в ближайшее время начнут осваивать афганские рынки и ресурсы.
Несмотря на заявления талибов* о хороших отношениях с Россией и Китаем, это не означает готовность новых властей Афганистана к продуктивному экономическому сотрудничеству. «Талибан»* не демонстрирует тенденций к какой-либо гуманизации своей идеологии, которую нельзя назвать иначе, как радикальной и реакционной. Об этом можно говорить, анализируя итоги предыдущего периода правления талибов* и поступающих сегодня сообщений СМИ о новых актах расправ со своими идейными и политическими оппонентами, причем не только живыми (в лице певца Фавада Андараби), но и давно мертвыми, например с Абдуллой Али-Мазари. Недавно талибы* снесли его памятник в Бамиане – неофициальном центре ираноязычных шиитов-хазарейцев. До вполне реальных этнических и религиозных чисток остается последний шаг. Это вряд ли можно назвать установлением мира в Афганистане. Подобная нетерпимость «Талибана»* c высокой долей вероятности быстро перевесит те положительные стороны, которые видят в нем жители страны, например в виде борьбы с коррупцией.
Саудовская Аравия — главный выгодоприобретатель?
Еще во времена предыдущего пребывания талибов* у власти их экономическая политика сводилась к сбору налогов с урожая (прежде всего, мака) и имущества. Основное финансирование, как и у свергнутого правительства Гани, поступало из-за рубежа. И главным выгодоприобретателем от подобных капиталовложений можно считать Саудовскую Аравию. Это государство называют исторической родиной ваххабизма, Усамы бин Ладена и идеалом того самого исламского государства, к построению которого стремится «Талибан»*. И именно к тесному сотрудничеству с Эр-Риядом «Талибан»* скорее всего будет стремиться в первую очередь. Из всех зарубежных партнеров, именно с саудовской монархией талибов* связывает идейно-религиозная близость, провозглашающая верховенство шариатского права, разрешающая физическое устранение несогласных и «заблудших», фактическое сохранение рабства и работорговли, насилие и сильнейшую социальную дифференциацию.
Теперь, вновь придя к власти, талибы* с высокой долей вероятности станут проводниками саудовского влияния в регионе, что означает, в итоге, подчинение интересов Афганистана единой политике остальных монархий Персидского залива. Учитывая, что Эр-Рияд несмотря на яркий средневековый окрас своей абсолютной монархии является верным союзником США и западного мира, а также многолетним спонсором затяжного внутреннего конфликта в Афганистане вряд ли можно ожидать того, что режим талибов* в итоге повернется лицом к России и Китаю. Мечты последнего об экономической экспансии в «сердце Азии» в любой момент могут остановить боевики «Исламского движения Восточного Туркестана»* (террористическая организация запрещена в РФ, прим.ред.). Основу этой организации составляют уйгуры-мусульмане, а их главной целью провозглашается отторжение от Китая прилегающих районов с мусульманским населением. Также вряд ли можно считать знаком дружбы с Россией аналогичные связи талибов «Исламским движением Узбекистана»* ( террористическая организация запрещена в РФ, прим.ред.). Обе группировки считают верными союзниками талибов* и фактическая преграда от российско-китайских интересов.
Исламский эмират по саудовскому образцу
Итогом политических игр станет постепенное превращение страны в тот самый Исламский эмират по саудовскому образцу со всеми сопутствующими сходствами и архаичными пережитками. Учитывая политическую и экономическую грамотность талибов*, и их не меньшую зависимость от иностранных кураторов, можно ожидать, что они не обойдутся без соответствующего присмотра извне. Поскольку уход американских войск из Афганистана уже фактически признан Вашингтоном своим внешнеполитическим поражением, сохранить контроль над страной американцы теперь вероятнее всего смогут только через «третьих лиц». И на эту роль прекрасно подходит Саудовская Аравия. Как показывает исторический пример, вхождение в орбиту американского влияния автоматически ограждает любой политический режим видимой и невидимой защитой от главного оплота «цивилизованного мира». Возможно, что «Талибан»* в данном случае не станет исключением.
*- террористическая организация, запрещенная в России.
Арсений Котовский