Короткие встречи, или о чем говорили Путин и Трамп «на ногах»
12 ноября 2017 12:05:15
Интересующаяся политикой публика так и не дождалась полноценных переговоров президентов США и России на полях саммита АТЭС во вьетнамском Дананге, однако «на ногах» Путин и Трамп переговорить успели.
«Было несколько ретритов, был обед, на переходах, перед ретритами, после ретритов президенты имели возможность кратко обменяться мнениями, что они и сделали», — цитирует РИА Новости заявление пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.
Как объяснил сам Владимир Путин, полноформатные переговоры с Трампом не состоялись «из-за несовпадения графиков лидеров и определенных формальностей протокола».
Но, хотя все эти короткие, и, как выразился Песков, «множественные» встречи в общей сложности не набирают и двадцати минут, все же лидеры двух мировых держав успели «проговорить» сразу несколько важных тем, главными из которых оказались Сирия и предполагаемое «вмешательство» России в американские выборы».
«Украинский вопрос» остается по-прежнему тяжелым пунктом повестки любой российско-американской встречи на любом уровне. Возможно, это и стало причиной того, что украинская тема в ходе встреч «на ногах» практически не затрагивалась, если не считать туманного намека Пескова на то, что «Путин и Трамп констатировали сложность ситуации на Украине, но детально ее не обсуждали».
То же касается и северокорейской темы.
«Ситуация вокруг КНДР диктует необходимость взаимодействия России и Соединенных Штатов», — рассказал Дмитрий Песков, — «Но и эта тема во время встречи президентов подробно не обсуждалась. Трамп сказал, что он рассчитывает на продолжение диалога с Путиным по Корее. Мы надеемся, что, так или иначе, российско-американские контакты будут осуществляться, и это будет в интересах двух стран».
Сам Трамп сказал в субботу, что рассчитывает в будущем все же провести с Путиным встречу по КНДР.
Остается надеяться, что Кремль и Белый дом, наконец, согласуют время и место нормальных переговоров, когда президенты не будут торопиться на очередной торжественный ужин или внеочередную церемонию фотографирования.
Если по Сирии позиции Москвы и Вашингтона, судя по совместному заявлению президентов, более или менее сходятся, то тема «вмешательства» России в американские выборы остается самой болезненной и для Трампа, и для Путина.
Возможно, тема «вмешательства в выборы» была одним из главных вопросов, которые президент России хотел обсудить с Трампом в Дананге, поскольку, судя по некоторым заявлениям президента США, он все же склонен верить сообщениям о «руке Москвы». А это порождает то самое недоверие, которое уже год мешает Москве и Вашингтону начать налаживание нормальных отношений, находящихся сегодня в стадии «заморозки».
«Трамп действительно поднял тему так называемого вмешательства России, отметив, что эта информация никак не сходит с повестки дня», — передает РИА Новости заявление Дмитрия Пескова, — «Он поинтересовался, имеет ли это под собой основание. Путин ему ответил, что никакого основания эта информация под собой не имеет, и категорически отверг даже гипотетическую возможность того, что Россия могла как-то вмешаться в выборный процесс».
Дональд Трамп умудрился ответить на эти заверения своего российского коллеги так туманно, что теперь его ответ пытаются «расшифровать» и в Москве, и в Вашингтоне.
«Я доверяю мнению американской разведки по вопросу о вмешательстве России в наши выборы в 2016 году», — сказал Трамп на совместной пресс-конференции в Ханое с президентом Вьетнама Чан Дай Куангом, транслировавшейся на сайте Белого дома, — «Путин в Дананге вновь заверил меня, что Россия не вмешивалась в американские выборы. Думаю, вся история с «российским вмешательством» создает искусственный барьер для отношений между двумя нашими странами, и этот барьер в свое время поставила Демократическая партия. Путин верит, что Россия не вмешивалась в выборы. Что касается того, верю я или нет, то здесь я вместе с нашими разведывательными ведомствами».
Как напомнил Дональд Трамп, «мнение о вмешательстве русских в выборы высказали ранее семнадцать разведывательных служб США, но фактически к такому выводу пришли четыре из них».
«Каждый раз, когда я вижу Путина, он мне говорит: «Я этого не делал», и я верю, что он говорит это всерьез», — передает газета «The Hill» слова Трампа, сказанные во время общения с журналистами на борту президентского самолета, — «Я не намерен начинать спор с Путиным по этому поводу, и я вижу, что мой российский коллега крайне оскорблен даже самим предположением о том, что Москва пыталась вмешаться в выборы в США. Не надо вступать в перепалки по поводу подозрений в адрес России, вместо этого мы должны начать дискуссию об урегулировании конфликтов в Сирии и на Украине».
Несмотря на натужные попытки некоторых СМИ изобразить «короткие встречи» Путина и Трампа в Дананге, как «успешные переговоры», все же ясно, что это провал и для Кремля, и для Белого дома, поскольку здесь планировались полноценные переговоры, а не мимолетные «встречи на ногах».
Возможно, «шлагбаумом» на пути Трампа и Путина к переговорам в Дананге стали действия Конгресса США, буквально накануне предполагаемой встречи двух лидеров одобрившего бюджет на «противодействие России», и угрожающего введением новых антироссийских санкций.
Трамп, желающий нормализации отношений с Москвой, не раз говоривший об этом еще во время своей избирательной кампании, остается заложником вашингтонского истеблишмента, в котором преобладают «ястребы»-русофобы, руководствующиеся политическими стандартами середины прошлого века, и видящие в России заклятого врага, с которым нельзя иметь никаких дел.
Сохранение такой ситуации, а нет никаких оснований думать, что она изменится в обозримом будущем в лучшую сторону, означает, что Москва и Вашингтон еще долго будут оставаться противниками, а не союзниками. Это неизбежно повлияет на состояние дел в общемировой политике, когда мир опять разделится на два противоборствующих лагеря, и, можно предположить, что это будет шаткий и чреватый войной мир.
Илья Сергеев