Почему Евросоюз заинтересован в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта
03 марта 2023 09:42:00
Канцлер Германии Олаф Шольц сделал заявление, в котором выразил обеспокоенность обстановкой на армяно-азербайджанской границе и отметил важность скорейшего урегулирования противоречий между этими двумя странами
Глава немецкого правительства подчеркнул, что при достижении мира необходимо учитывать волеизъявление жителей Карабаха, а также соблюдать суверенитет и территориальную целостность Армении и Азербайджана. Он назвал эти два аспекта одинаково важными. Конечно, такое заявление по сути выглядит как выступление за всё хорошее и против всего плохого, а учёт одновременно желаний жителей Карабаха и территориальной целостности Армении и Азербайджана представляется взаимоисключающими условиями. Ведь согласно международному праву Нагорный Карабах является частью Азербайджана, однако населяющие его этнические армяне создали де-факто независимое образование и не хотят возвращаться под контроль Баку. В то же время заявление Шольца вряд ли стоит воспринимать как конкретные предложения по мирному урегулированию. Скорее это декларация общей заинтересованности Европы в скорейшем прекращении конфликта.
А такая заинтересованность действительно существует. Её яркой иллюстрацией стало направление в октябре прошлого года наблюдательной миссии ЕС на границу Армении и Азербайджана. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Жозеп Боррель пояснил, что Брюссель намерен проводить мониторинг обстановки на границе и внести свой вклад в укрепление доверия между сторонами конфликта. На основе наблюдений мониторинговой миссии может быть сформирован итоговый договор о делимитации армяно-азербайджанской границы. К слову, за посреднической помощью Евросоюза обратилась сама Армения после вооружённых столкновений в сентябре 2022 года, когда Ереван обвинил азербайджанских военных в попытке занять часть суверенной армянской территории. Привлечение западных посредников было связано с неудовлетворённостью реакцией ОДКБ, членом которой Армения является и у которой Ереван запросил военную помощь, но, по его мнению, не получил её.
Между тем, ещё недавно роль главного посредника в армяно-азербайджанском конфликте безусловно принадлежала России. В конце 2021 года азербайджанский политолог Тофик Аббасов отмечал, что Москва модерирует весь переговорный процесс между Баку и Ереваном, а ЕС значимой роли в этом процессе не играет. Но постепенно ситуация начала меняться. Брюссель явно стремился повысить свою значимость и стать одним из основных, если не основным посредником. И уже осенью 2022 года четырёхсторонние переговоры между президентом Франции Эммануэлем Макроном, главой Евросовета Шарлем Мишелем, премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым прошли в Праге. После них Алиев заявил о том, что мирный договор может быть подписан уже до конца года, а стороны впервые окончательно согласились с тем, что диалог должен вестись на основе уважения к территориальной целостности Азербайджана и Армении. То есть официальный Ереван согласился с тем, что Нагорный Карабах является частью Азербайджанской Республики.
К слову, с возросшей ролью Евросоюза в процессе армяно-азербайджанского урегулирования фактически согласился и турецкий президент Реджеп Эрдоган, который также участвовал в пражских консультациях. Он тоже продемонстрировал заинтересованность в скорейшем завершении противостояния и пообещал Пашиняну, что как только будет подписан мир с Азербайджаном, Турция откроет транспортные коридоры в Армению.
Таким образом, в сложившейся конфигурации Турция выступает главным защитником интересов Азербайджана. Армянские интересы отстаивают главным образом Франция и США, которые также, хоть и не столь активно, как Евросоюз, включаются в миротворческий процесс. В прошлом году Ереван посещали спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси и глава ЦРУ Уильям Бёрнс, обещавшие Армении поддержку и всестороннюю помощь. Но участие Евросоюза в процессе всё-таки несравнимо больше американского. Замдиректора Института востоковедения РАН Александр Скаков заметил, что одной из целей Евросоюза является вытеснение России из Южного Кавказа, снижение её влияния в регионе. Вместе с тем эксперт признал, что пражские переговоры приблизили момент подписания мира между Арменией и Азербайджаном.
Этот момент действительно может быть очень близок, даже ближе, чем принято считать. В конце февраля стало известно, что консультации сторон происходят в онлайн-формате. Армянский эксперт-международник Григор Баласанян уверен, что онлайн-переговоры свидетельствуют об общей готовности мирного договора, ведь в таком режиме могут согласовываться не принципиальные положения, а лишь технические уточняющие детали. По мнению эксперта, такая скорость процесса также опосредованно связана с противостоянием Запада и России. Баласанян считает, что Баку и Ереван торопят именно западные партнёры, которым важно показать мировой общественности, что они смогли справиться с задачей, с которой не справилась Москва. Эксперт опасается, что заключённый в спешке договор может оказаться непрочным и приведёт к новому конфликту в недалёком будущем.
Правда, нужно понимать, что процесс мирного урегулирования в Закавказье интересен Европе далеко не только с геополитической точки зрения. После прошлогоднего энергокризиса первоочередной для европейских стран стала проблема обеспечения своей энергетической безопасности. Эксперт по энергетике Ваге Давтян обращает внимание на то, что именно в интересах обеспечения энергобезопасности Европы Брюссель стал так активно участвовать в примирении Армении и Азербайджана. Тот факт, что Баку увеличивает экспорт нефтегазовых ресурсов в Европу и тем самым покрывает часть дефицита на рынке Евросоюза, общеизвестен. Однако в том случае, если Армения и Азербайджан заключат долгосрочное мирное соглашение, а транспортные коммуникации в Закавказье откроются, европейцы получат прямой выход ещё и к углеводородам стран Центральной Азии, в первую очередь Туркменистана. Давтян напомнил, что в Турции начата реализация проекта газового хаба, через который разные поставщики смогли бы на конкурентной основе продавать природный газ в ЕС. Если Баку и Ереван удастся помирить, а затем ещё и открыть движение по т.н. Зангезурскому коридору через Сюникскую область Армении, туркменский газ в перспективе может пойти на европейский рынок через хаб в Турции. Здесь стоит добавить, что умиротворение Южного Кавказа позволило бы обеспечить движение и других товаров между Европой и Центральной Азией в обход России. Ведь экономическое сотрудничество этих двух регионов отнюдь не ограничивается углеводородами.
Россия выразила своё недовольство возросшим влиянием европейцев на армяно-азербайджанские мирные переговоры. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова называла европейские усилия геополитическими интригами и заявляла, что некоторые западные страны вообще не могут выполнять функции посредника. Однако не стоит забывать, что за перипетиями геополитического противостояния скрывается реальный вооружённый конфликт. Поэтому любые результативные усилия по его прекращению можно лишь поприветствовать. А если Евросоюз действительно заинтересован в прокладке транспортных коммуникаций через Южный Кавказ для развития торговли с государствами Центральной Азии, ему нужен будет именно долгосрочный мир, а не временное перемирие с новыми вспышками насилия, как это было до сих пор.
Алексей Черников