Британские СМИ: «Скрипали отравились гречкой»
02 апреля 2018 14:07:09
Как сообщил таблоид The Sun, Сергей и Юлия Скрипаль якобы отравились гречкой, привезенной дочерью агента МИ6 из Москвы.
«Сергей Скрипаль попросил дочь привезти ему из России гречневую крупу, лавровый лист и специи», — передает The Sun, ссылающаяся, как всегда, на некие «анонимные источники в спецслужбах», — «Однако Юлия Скрипаль забыла их купить, и попросила об этом подругу, прилетевшую в Лондон следующим рейсом. Полиция не исключает, что отравляющее вещество «Новичок» могло находиться, в частности, в крупе, привезенной этой подругой из Москвы».
Как пишет таблоид, следователи Скотланд-Ярда якобы уже допросили неназванную знакомую Юлии Скрипаль, о которой газете известно, что в России дама то ли работала, то ли до сих пор работает в некой «крупной медицинской компании». Газета не стала сообщать, откуда ей стало известно место работы этой женщины, так же и о том, как и когда подруга могла передать Юлии Скрипаль гречку и другие товары и остаться при этом в живых. Не раскрывается и местонахождение этой таинственной и неизвестно откуда взявшейся именно сейчас «подруги».
«Гречневый» материал в The Sun вышел 1 апреля, и эксперты сразу окрестили его «самой неудачной первоапрельской шуткой года».
Как и прежние догадки британских и американских СМИ, версия с «отравленной гречкой» не выдерживает никакой критики.
«Если бы вещество типа «Новичок» было добавлено в гречку, то отравился бы весь самолет», — заверил в интервью РБК бывший член Комиссии ООН по биологическому и химическому оружию Игорь Никулин.
Можно предположить, что нынешний «гречневый» фейк выдан неслучайно. Британцы традиционно считают гречку «дурно пахнущим злаком», и предполагается, что гречку могут употреблять в пищу «только русские». А значит, и одно упоминание о гречке должно ассоциироваться у британской публики с Россией. Следующий вывод: Скрипалей отравили «русские агенты».
Кому-то такой ход покажется слишком примитивным, но в рекламной науке именно примитивные ходы считаются самыми эффективными по воздействию на потребителя.
Из этого же ряда — и ранее раскритикованная российскими экспертами версия о том, что Скрипали были отравлены дома, поскольку вещество обнаружили на дверной ручке. Такую версию первой выдвинула The New York Times, потом ее подхватили британские журналисты.
«Отравляющее вещество было нанесено на ручку входной двери в доме бывшего разведчика Сергея Скрипаля», — сообщил The New York Times независимый эксперт в области химического оружия Ричард Гатри, — «Подобная процедура требует глубокого знания основ химических процессов, потому что нервно-паралитическое вещество необходимо нанести так, чтобы оно осталось на дверной ручке и с высокой долей вероятности попало на кожу после контакта. Обработанный отравляющим веществом предмет не должен вызывать подозрений. Таким образом, отравление, подобное инциденту в Солсбери, требует специализированных знаний».
Правда, можно усомниться в «глубоких знаниях основ химических процессов» самого американского эксперта. Отравляющее вещество в виде газов никак не могло быть обнаружено на дверной ручке дома Скрипаля, поскольку даже непрофессиональные химики знают, что газ имеет обыкновение почти мгновенно улетучиваться. Если же это было отравляющее вещество в жидком виде, это означало бы такую огромную концентрацию отравы, при которой Скрипали уже через секунду упали бы замертво прямо возле дома. Даже если предположить, что отец и дочь всегда и везде ходили в противогазах и костюмах химической защиты, они вряд ли смогли бы после отравления боевой «химией» у дверей своего дома спокойно сесть в подаренный МИ6 автомобиль, отключить GPS и в машине, и в своих телефонах, и направиться то ли на прогулку, то ли на встречу с кем-то, а потом еще сидеть в ресторане «Zizzi». Кроме того, даже по телевизионной картинке видно, что у самых дверей дома Скрипаля стоят двое не защищенных никакими средствами полицейских, мужчина и женщина, которые тоже как-то умудрились не отравиться и не умереть.
Судя по регулярному вбросу в западные СМИ самых экзотических версий отравления Скрипалей, у британской стороны нет никаких данных, свидетельствующих о причастности Москвы к этому преступлению. Нет у России и мотивов «мстить» давно «выжатому» британской разведкой МИ6 экс-офицеру ГРУ, да еще и накануне президентских выборов.
Зато у премьер-министра Великобритании Терезы Мэй таких мотивов хоть отбавляй: начиная с того, что СМИ обвинили ее а необоснованном закрытии в бытность главой МВД «громких» уголовных дел, в том числе о 1400 изнасилованиях в Йоркшире и банде педофилов, и заканчивая нежеланием Мэй уходить в отставку вместе со своим правительством после обвинений в предательстве экономических интересов Великобритании в ходе переговоров о выходе из Евросоюза. «Дело Скрипаля» стало удобным поводом для отвлечения британской общественности от персональных грехов Терезы Мэй, и, к тому же, дало возможность и Лондону, и Вашингтону в очередной раз обвинить Россию в «злонамеренных действиях», и раскрутить новый виток напряженности в отношениях Москвы с Западом, который решили поднять на новый «крестовый поход» против «коварных русских».
«За отравлением в Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии могут стоять британские спецслужбы», — заявил в эфире телеканала НТВ посол России в Лондоне Александр Яковенко, — «У нас очень серьезные подозрения, что эта провокация была осуществлена британскими спецслужбами, с нами отказываются сотрудничать, нам не представляют никакой фактуры»
Александр Яковенко напомнил, что «несколько лет назад Британия активно размышляла над тем, какова будет их роль в Западном союзе».
«И вот тогда, когда была утверждена концепция национальной безопасности, и чуть позднее Тереза Мэй это подтвердила, британцы взяли курс на лидирующую роль в так называемом сдерживании России», — сказал дипломат, — «Но для того, чтобы Россию сдерживать, нужна мощная провокация для того, чтобы эту позицию поддержал и парламент, и народ».
Пока британские и американские СМИ упражняются в выдвижении свои «версий», официальные власти Великобритании не приводят никаких доказательств причастности Москвы к инциденту в Солсбери, обвиняя Россию в отравлении Скрипалей.
Пока Лондон ограничился публикацией некой «презентации», из которой также не следует, что отравление в Солсбери якобы было делом рук «русских агентов».
Нет пока ответа и на опубликованные накануне российским МИДом 14 вопросов к Великобритании и 10 вопросов к Франции по «делу Скрипаля». На сайте МИД России опубликованы и 13 вопросов, переданных российским постпредством в адрес действующей при ООН Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Москва, в частности, спрашивает ОЗХО, какого рода помощь Британия запросила у технического секретариата ОЗХО в связи с отравлением в Солсбери Сергея и Юлии Скрипалей, и поделится ли техсекретариат переданной британцами информацией с Россией.
«Что конкретно британцы просят подтвердить техсекретариат ОЗХО: только ли факт применения нервно-паралитического вещества, или же то, что оно относится к типу «Новичок» по западной классификации?», — гласит один из вопросов, опубликованных на сайте МИД России, — «Москве также хотелось бы получить от ОЗХО материалы французского расследования (если таковые имеются) по «делу Скрипаля».
Очевидно, ни Лондон, ни Париж на переданные им вопросы отвечать не станут, поскольку эти ответы неизбежно наведут на главный вопрос, а не стоит ли за отравлением Сергея и Юлии Скрипаль британская разведка МИ6, действовавшая, возможно, в тесной увязке с американскими спецслужбами?
Петр Сергеев