В тени «Оливковой ветви»

Фото: belaruspartisan.by

25 января 2018 18:43:26

2986

Несмотря на протесты США и Сирии, турецкая армия продолжает начатую 20 января военную операцию «Оливковая ветвь» против курдских боевиков, контролирующих сирийский город Африн и поддерживаемых США, в то время как в Турции отряды курдских ополченцев, так же, как и «Рабочая партия Курдистана», признаны террористическими организациями.

В первой фазе «Оливковой ветви» турки нанесли по северу Сирии авиаудары и обстреляли регион из артиллерийских орудий, после чего начали танковое наступление на Африн. Поводом для начала операции стал ракетный обстрел, которому подвергли курды из Африна турецкие город Рейханлы турецкой провинции Хатай и центр одноименной провинции Килис на юге Турции.

24 января президент Турции Эрдоган вновь подтвердил, что турецкая армия будет продолжать наступление на позиции курдских боевиков в Сирии, «покончит с играми» возле границы с Сирией и не собирается ограничиваться операцией в Африне.

«Мы начнем с Манбиджа, чтобы покончить с этими играми вдоль наших границ, и будем продолжать это делать», — цитирует агентство Anadolu турецкого президента, выступившего в Анкаре перед главами местных администраций, — «Начав операцию «Оливковая ветвь», мы пресекли игры разных сил, которые хотят осуществить свои планы в нашем регионе». Эта операция продлится до полной ликвидации террористов».

По словам Эрдогана, только за первые четыре дня операции турецкая армия потеряла до 8 человек, а потери курдов из «Свободной сирийской армии» составили, как утверждает президент Турции, 268 человек.

В Вашингтоне действия Анкары вызвали нешуточное беспокойство, поскольку ликвидация курдских отрядом может поставить под вопрос создание на контролируемой американцами территории Сирии некоего «Государства Курдистан». США давно поддерживают курдские подразделения и оружием — сначала надеясь использовать курдов для свержения Башара Асада, а сейчас создание «курдского государства» позволит американцам хот как-то закрепиться на сирийской территории, где они потеряли свои позиции и влияние после вмешательства России. Но если российские базы находятся на территории Сирии законно, на основании договора с легитимным сирийским правительством, то США, как и их союзники по международной коалиции, присутствуют здесь «по собственной инициативе», что, естественно, вызывает протесты Дамаска. Объяснения Вашингтона на тему «мы боремся в Сирии с терроризмом», не выдерживают никакой критики,  особенно после того, как стали известны подробности спецоперации США по вывозу из осажденной Ракки главарей «ИГ» и «Джебхад-ан-Нусры (запрещенные в РФ международные террористические группировки – ред.), и подготовке боевиков этих организаций на американских военных базах в Сирии и Ираке. 

24 января президент США Дональд Трамп в телефонном разговоре с Эрдоганом призвал Турцию «ограничить военные действия против курдов». Судя по всему, эти переговоры закончились ничем: как следует из официального сообщения по итогам переговоров, . опубликованного на сайте МИД Турции. Эрдоган, сославшись на устав ООН, напомнил Трампу, что действует в Сирии с целью самообороны, и попросил американцев перестать помогать курдам. Президент Турции также заявил, что США должны прекратить поставки вооружения сирийским курдам.

«Эрдоган потребовал от Вашингтона прекратить поставки вооружения формированиям «Рабочей партии Курдистана», «Сил народной самообороны» и партии «Демократический союз», — сообщает газета «Türkiye» со ссылкой на пресс-службу президента Турции.

Трамп, в свою очередь, призвал Эрдогана к ограничению военных действий против курдских военных формирований, напомнив об опасности прямого столкновения турецких и американских военных.

А такие инциденты вполне возможны.

 «США могут опасаться столкновений с турецкими войсками в Сирии, поскольку в Манбидже базируются силы международной коалиции», — предполагает телеканал Al Jazeera.

Сложившаяся ситуация может сильно испортить отношения США и Турции как партнеров по НАТО. Чтобы хоть как-то сгладить эти противоречия Вашингтон пытается воздействовать на курдов. Так, официальный представитель Пентагона Адриан Рэнкин-Геллоуэй предупредил, что Вашингтон прекратит сотрудничество с курдскими силами, если они направят подкрепление в район Африна для борьбы с турецким наступлением.

«К примеру, если какое-либо соединение YPG (Отряды народной самообороны – ред.) заявит, что направляется в Африн «для поддержки собратьев», тогда оно останется в одиночестве, и уже не будет восприниматься в качестве партнёра США», — цитирует представителя Пентагона агентство Anadolu.

Более того, в опубликованном сообщении по итогам переговоров Трампа и Эрдогана прямо говорится о том, что «оба лидера взяли на себя обязательство улучшить стратегическое партнёрство между США и Турцией в области содействия региональной стабильности и борьбе с терроризмом во всех его формах, включая ИГ (террористическая организация — запрещена в РФ — прим.ред.), Рабочую партию Курдистана, «Аль-Каиду» (террористическая организация — запрещена в РФ — прим.ред.) и спонсируемый Ираном терроризм».

Это означает, что теперь и в Вашингтоне относят «Рабочую партию Курдистана» к террористическим организациям. Возможно, такая «уступка» заставит Эрдогана смягчить антиамериканскую риторику и пойти на какие-то уступки Вашингтону в действиях против сирийских курдов.

23 января заместитель генсека НАТО Роуз Гетемюллер, посетившая Анкару с двухдневным визитом, заявила, что Турция вправе защищать свою безопасность, в том числе и при проведении операции «Оливковая ветвь» в сирийском Африне.

«В отношении курдских вооруженных формирований в Сирии есть законные основания для беспокойства», — цитирует даму из НАТО агентство Anadolu, — «Однако необходимо выдерживать баланс между угрозами и ответом на них».

А Дамаске же по-прежнему осуждают «агрессию Турции на территории Сирии».

«Грубую турецкую агрессию в сирийском Африне нельзя отделить от политики, которой следует турецкий режим с первого дня кризиса в Сирии и которая построена в основном на поддержке терроризма и террористических группировок под разными именами», — цитирует агентство SANA президента Сирии Башара Асада.

Между тем, Москва сейчас активно контактирует и с Анкарой, и с Дамаском.

«Мы выступаем за территориальную целостность Сирии», — приводит ТАСС заявление пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.

Как сообщило 23 января агентство Anadolu, Эрдоган и Путин обсудили по телефону развитие событий в Сирии, обменявшись, в том числе, и мнениями по турецкой операции «Оливковая ветвь». Из официального заявления Кремля трудно понять, о чем конкретно договорились лидеру двух стран. Однако, нельзя исключать, что Эрдоган просил Путина дать ему свободу действий против сирийских курдов. Остается лишь гадать, что именно мог предложить взамен турецкий президент. Зато точно известно, что российские военные советники еще до начала «Оливковой ветви» покинули Африн. Это означает, что Москва намерена и дальше соблюдать нейтралитет в событиях вокруг Африна.

Петр Сергеев
Теги: «Оливковая ветвь», Африн, Турция, США