Станислав Бычинский: ситуация с управлением многоквартирными домами в подмосковной Лобне вызывает тревогу
06 ноября 2015 12:58:56
«Ситуация с управлением многоквартирными домами в Лобне, к сожалению, вызывает тревогу».
Так прокомментировал председатель Общественного Совета Госжилинспекции Московской области, зампредседателя комиссии по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний ОПМО Сталислав Бычинский ранее опубликованную в сетевом издании «Гражданские силы.ру» статью о ситуации, связанной с управлением МКД в подмосковной Лобне, в частности с МП «Жилкомсервис».
«Суть претензий жителей абсолютно ясна и логична: каким образом компании и люди их возглавляющие, к которым было столько претензий и со стороны собственников и со стороны надзорных и даже правоохранительных органов, после лицензирования снова получили в управление основную часть жилого фонда и продолжают оказывать услуги крайне низкого качества? Такое положение вещей вызывает у людей чувство несправедливости, крайнего раздражения», - отметил С. Бычинский.
По словам эксперта, «основная проблема заключается не в недостатках действующего законодательства и не в бездействии надзорных органов - в данном случае наоборот, Государственная жилищная инспекция делала и делает все от неё зависящее чтобы исправить ситуацию, а в отсутствии элементарной информации и обратной связи между собственниками, управляющими компаниями и муниципальными властями».
«Информация о предстоящем процессе лицензирования УК была доведена до собственников и воспринята ими изначально в неверном контексте. Наделение компаний лицензиями на управление, ни в коем случае не означала какой-либо оценки их деятельности, наоборот такая оценка скорее должна быть дана уже после получения лицензии в ходе осуществления последующего лицензионного контроля, критерии которого, кстати довольно жёсткие»,- объяснил эксперт, - « Получение лицензии должно было по сути лишь зафиксировать факт работы конкретной компании на этом рынке. Перечень лицензионных требований устанавливался федеральным законодательством и был закрытым, исчерпывающим. В случае формального соответствия этим требованиям, лицензионная комиссия не имела права лицензию не выдать. Тем не менее, находились компании, деятельность которых по управлению конкретными МКД не соответствовала даже этим минимальным, формальным требованиям - МП «Жилкомсервис» из Лобни была как раз в числе таких компаний, которая в последствии получила так называемую лицензию «под намерение», без домов. Таким образом, представление собственников о том, что лицензия - это своеобразная индульгенция и больше к компании вопросов не будет, в корне не верно. Получить лицензию, зафиксировать своё присутствие на рынке, гораздо проще чем соблюдать лицензионные условия. Сейчас управляющие компании это поняли. Многие компании, получившие лицензии с реестром домов, впоследствии с этого рынка будут вынуждены уйти».
Кроме того, по словам Станислава Бычинского, до собственников всеми возможными способами доводилась информация, о том, что во время лицензирования они могут не устраивающую их компанию поменять, без объяснения причин, достаточно лишь проголосовать на собрании.
«Тем не менее, большинство этих собраний так и не состоялась не только по причине отсутствия кворумов, а просто потому, что люди не представляли себе, на кого собственно менять. Особенно там, где как в Лобне большую часть жилого фонда обслуживала одна - единственная муниципальная компания», - сказал председатель Общественного совета при ГЖИ Московской области.
Бычинский напомнил, что «на тот момент в области работало около тысячи УК, но никакого адекватного механизма коммуникации между ними и жителями не существовало и не существует, а на практике собственники абсолютно не понимают, где и как искать УК которая бы их устроила, а УК не представляют где найти собственников, которым можно предложить свои услуги».
По его мнению, "с точки зрения рынка сложившая ситуация лишена здравого смысла, ведь там, где есть спрос, есть и предложение".
«Такое «паранормальное» явление связано с наличием неистребимого мифа об абсолютном всесилии местных глав, стремящихся любой ценой заблокировать не устраивающее их решение собственников о смене УК. В той же Лобне, жителям нескольких десятков домов удалось весной провести собрания и поменять УК. И хотя до сих пор там существует проблема с передачей технической документации на дома, никто жителям в смене компании не препятствовал», - добавил Бычинский, - «На одном из первых областных форумов «Управдом» я дал жителям рекомендацию - не нужно уговаривать управляющую компанию, если там вас не слышат, нужно её менять. И механизм для этого существует, в дальнейшем он будет упрощаться. Что же касается разрешения ситуации в Лобне, то у нас есть принципиальная договорённость с Главой Н. Гречишниковым и его публичная позиция: если есть недовольство работой УК и желание собственников провести собрания по смене этих компаний, никакого противодействия со стороны администрации не будет. Так, что «мяч теперь на стороне жителей».
В ближайшее время наша редакция ожидает комментариев по сложившейся ситуации в Лобне от Госжилинспекции Московской области – в ведомстве сообщили, что уже готовят ответ на редакционный запрос.