Как загаживается ледяная шапка планеты: военные завезли в Арктику 30 тыс. тонн груза, а вывезли всего 3 тыс. тонн мусора

Фото: vk.com/ФГУП «АТОМФЛОТ»

26 сентября 2019 10:05:15

20253

Милитаризация Арктики, рассматривавшейся еще советским руководством в качестве важнейшего военного рубежа при противостоянии с США, возобновилась в наши дни. И первой, как всегда, страдает экология этого чуткого к загрязнению региона

В пункты Арктики и на Новую Землю доставили около 30 тыс. тонн военных и строительных грузов. Завоз осуществили суда «Оборонлогистики» по госконтрактам с Минобороны, сообщается на сайте ведомства. И несмотря на то, что военные широковещательно сообщают о неких «экологических подразделениях», занимающихся очисткой загаженной территории, масштабы загрязнения и проводимых очистных работ не сопоставимы: вывозится мусора в десять раз меньше, чем накапливается нового.

Как сообщило военное ведомство, для очистки Арктики с острова Котельный и из пунктов архипелага Новая Земля вывезли... всего 3 тыс. тонн металлолома и устаревшей техники. Зато вместо увезенного мусора подвезли стройматериалы, вооружение, военную технику. Основными перевалочными пунктами для доставки грузов в Арктику являются Мурманск, Архангельск, Владивосток, Ванино, Петропавловск-Камчатский. В Арктике разгрузку вели с использованием рейдовых плавсредств. Всего было осуществлено 11 рейсов. Одним словом, под предлогом защиты рубежей родины наносится прямой ущерб природе. И это уже не выдуманная угроза. Только в прошлом году объем перевозок грузов в Арктику по линии военного ведомства составил 11 тысяч тонн.

Стоит отметить, что вопрос об очистке Арктики возник достаточно давно. Откуда же взялся весь этот мусор на ледяной шапке планеты? Это наследие «холодной войны». В советские времена полагали, что ближайший путь для нападения Америки на Советский Союз пролегает через Арктику – там была создана разветвленная сеть военных баз, аэродромов, пунктов снабжения, объектов ПВО. Отсюда же можно было удобно нападать на «супостата». Одна из главных проблем – накопление пустых бочек от топлива, завозившегося сюда сотнями тысяч тонн. С окончанием «холодной войны» все это барахло здесь просто бросили. В итоге, только в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана сейчас находится до четырёх миллионов тонн промышленного и строительного мусора, а также до 12 миллионов железных бочек. После того как Владимир Путин распорядился «разгрести помойку», в 2018 году экологические отряды Восточного военного округа занялись очисткой островов Врангеля в Арктике и Большой Шантар в Охотском море. Однако, судя по взятым темпам очистных работ, на разгребание только уже накопленного мусора такими темпами уйдет не одна сотня лет. А за это время успеет накопиться в десятки раз больше нового.

«Северные территории чрезвычайно хрупкие с точки зрения экологии. Здесь все растет медленнее, и восстановление природного баланса сдерживается суровыми климатическими условиями. Хотя военные, неожиданно озаботившиеся полярными рубежами, и вносят свою лепту в загрязнение, но не следует забывать и о хищническом отношении к природным кладовым севера российских энергетических компаний. Россия выстраивает энергетическую стратегию с опорой на углеводородные кладовые Арктики, при том что у страны нет ни денег, ни технологий, чтобы гарантировать исключение нефтяных разливов и безопасную с точки зрения экологии добычу углеводородов на Крайнем Севере», – сказал «Гражданским силам.ру» руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров.

Сергей Путилов
Теги: Арктика, Минобороны, ледяная шапка планеты, Гринпис России