Экономисты рассказали, стоит ли россиянам сейчас надеяться на огороды, как в 90-е
18 марта 2022 15:30:00
В России резко возрос спрос на товары для сада и огорода, заказы на которые с 24 февраля (то есть с момента начала операции в Украине) и по 14 марта возросли на 41% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году
Как сообщает ТАСС, об этом свидетельствует исследование CloudPayments, охватившее наиболее востребованную номенклатуру товаров для садоводов: семена и посадочный материал, садовый инвентарь и товары для отдыха на природе. Эксперты заговорили о «возвращении к земле» россиян в новых экономических реалиях.
Можно ли всерьез рассуждать о садово-огородном ренессансе, возвращающем страну во времена СССР и «лихих девяностых», когда родные шесть соток являлись подспорьем в домашнем хозяйстве? Как отмечается в исследовании, в обозначенный период наибольшим спросом пользовались семена, удобрения, товары для загородного отдыха (мангалы, шампуры, гамаки), а также садовый инвентарь (грабли, лопаты и т. д.).
В возросших объемах граждане раскупали семена томатов, огурцов, моркови, зелени. Новым веянием стали ажиотажные закупки грибных мицелий (шампиньоны, вешенки, опята), которые можно выращивать не только в огороде, но даже дома. Чистый белок, к тому же при умеренных тратах.
В исследовании CloudPayments подчеркивается, что среди всей этой радости дачника (включая инвентарь) много чего импортного, поэтому люди стараются закупиться по полной программе, пока рубль не просел окончательно. Вместе с тем делается неожиданный вывод, согласно которому россияне в наступившие смутные времена вновь начинают рассматривать дачи и приусадебные участки не только как площадку для отдыха, но и как место, где можно вырастить значительное количество еды.
Станут ли огороды популярным способом прокормиться для миллионов россиян?
«Не станут, хотя работа на огороде – хороший способ снять стресс, а в кризис это актуально. В целом затраты на собственную продукцию в текущих условиях будут намного выше, чем на магазинную.
Не надо забывать, что за последние годы аграрный сектор России шагнул вперед, урожайность выросла, и голод россиянам не грозит. Но по разным культурам соотношение по стоимости будет разное. Картофель из магазина будет в разы дешевле картофеля, выращенного на даче. Огурцы, томаты и кабачки, выращенные на даче, будут иметь себестоимость примерно, как в магазине.
За тридцать лет сменилось поколение, и то поколение, которое имело «вкус к работе на даче», ушло или не имеет сил. Новое поколение в магазины старается не ходить, а дачу воспринимает через призму воскресного отдыха и шашлыков. Поэтому надеяться на то, что сейчас граждане станут выращивать на даче овощи и фрукты и продавать их на рынках или кормится с огорода, не надо. Сейчас не то время», – рассказал «руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.
Но ведь в советские времена и трудные постперестроечные годы иметь если не дачу, то хотя бы земельный участок считалось важным подспорьем в семейном хозяйстве. Что поменялось сейчас?
«Принципиальное отличие 1990-х состоит в том, что затраты на оплату земельного налога, на проезд в электричке, на воду, на газ и электричество были минимальны.
Сейчас другое время: сама поездка на дачу горожанам уже влетит в копеечку. Затраты на посевной материал, на агрохимию на теплицы не маленькие. Крупные аграрные хозяйства приобретают их с большими скидками, а частники будут покупать в розничной торговле. Государство помогает агросектору льготными кредитами и специальными программами по закупке агротехники через лизинг. Частным лицам в таких объемах такая помощь оказываться не будет, поэтому урожай, выращенный на своем участке, может быть подспорьем для городского жителя, но в большинстве случаев ставку на него, как альтернативу покупкам в магазине, делать не стоит», – отметил аналитик.
Эксперты отмечают и некоторый панический фактор, вызванный опасениями граждан за продовольственное будущее и явно бегущий впереди здравого смысла.
«Вероятно, помимо высокой степени тревожности россиян относительно повсеместного роста цен на продукты питания и попыток собственными усилиями нивелировать эту проблему, есть место и фактор сезонности. Весна – время для дачи и огорода, хотя прямо сейчас погодные условия не позволяют ими заниматься. Сезонный фактор оживления спроса может наблюдаться в данном секторе в течение весенних месяцев, с марта по май, после чего пойдет на спад», – добавила экономист Анна Бодрова.
Сергей Путилов