Эксперты оценили устойчивость российской экономики в случае санкций
18 января 2022 18:28:00
Соединенные Штаты еще не определились с форматом санкций против Москвы и намерены консультироваться с европейскими союзниками, об этом заявил представитель Совета национальной безопасности Белого дома
«Мы продолжаем очень тесно консультироваться с европейскими коллегами по поводу серьезных последствий для России», — цитирует ТАСС чиновника.
Ранее в понедельник немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на правительственные источники сообщила, что США и Евросоюз исключили отключение российских банков от системы межбанковских расчетов SWIFT как вариант возможных санкций. Возможное отключение России от международной межбанковской системы SWIFT в западных СМИ сравнивают с «атомной бомбой», способной взорвать европейский финансовый рынок.
Как санкции могут отразиться на устойчивости российской экономики? Как это отразится на населении и бизнесе, что будет с курсом рубля и инфляцией?
«Сейчас США и ЕС обсуждают различные сценарии возможных новых санкций в случае эскалации ситуации на границе России и Украины. Спектр этих санкций весьма широк – расширение действующих санкций на российский госдолг на вторичный рынок для всех новых выпусков госбумаг, распространение их на ценные бумаги не менее 10 госкомпаний, адресные санкции против не менее 3 из 12 крупнейших финансовых институтов России, вторичные санкции против систем обмена информационными сообщениями (в т.ч. SWIFT) для этих банков, блокировка СП-2, возможность введения санкций для добывающих российских компаний, широкие ограничения экспорта электроники с применением американских комплектующих и технологий в Россию. Идет обсуждение этих санкций на фоне общего роста геополитической напряженности после переговоров Россия-США и Россия-НАТО, признанных Кремлем неудачными, оказывают серьезное давление на уровень страновой геополитической премии (стоимость страховки от дефолта CDS 5Y на Россию превысила 200 б.п. и находится на максимуме с 2016 г.), доходности ОФЗ и курс рубля. Однако пока непонятно, какие именно санкции и в каком объеме могут быть введены. Рынок все еще надеется на достижение некоторых договоренностей России с западными странами, которые предотвратят катастрофическое развитие событий», — сказала «Гражданским силам.ру» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ».
По мнению эксперта, потенциальный эффект от санкций на вторичный рынок нового госдолга означает вероятный отток средств нерезидентов (прежде всего, американских инвесторов) из ОФЗ, что окажет негативное влияние на доходности ОФЗ и курс рубля, однако этот эффект ограничен невысоким размером госдолга России (18% ВВП) и долей нерезидентов (около 20%).
«К тому же, Россия сейчас получает значительный приток валюты по счету текущих операций. В случае, если будут введены блокирующие санкции против банков (госбанки с 2014 года уже находятся под секторальными санкциями, ограничивающими их доступ к долгосрочному финансированию из США и ЕС), то многое будет зависеть от того, какие банки из списка будут выбраны. Если банки будут включены в SDN списки, то это достаточно серьезные санкции, означающие, в частности, блокировку их долларовых корсчетов и вероятное требование американским инвесторам не владеть ценными бумагами данных банков. Если речь будет идти о таких банках, как «Сбер» или ВТБ, конечно, это может быть весьма чувствительно для экономики и осуществления международных расчетов. Но с учетом общих международных резервов РФ (более $600 млрд), превышающих весь внешний долг РФ, и общего снижения уровня долларизации российской экономики (по сравнению с 2014 годом) проблема может быть смягчена. Что касается «ядерной опции» отключения России от SWIFT, то ее опасность является обоюдной и для контрагентов, что понимают и в Европе (как, собственно, и паралич внешних расчетов крупнейших банков)», — резюмирует Ольга Беленькая.
В беседе с «Гражданскими силами.ру» с ней согласился и Асхат Сагдиев, генеральный директор ИК «УНИВЕР Капитал»:
«Банковская система достаточно устойчива. Возможны санкции против отделенных банков, но ее полный паралич не выгоден Европе, поскольку приведет к сбою в поставках углеводородов. А Европа — главный союзник США в противостоянии с Китаем. Исходя из накопленных резервов, у России в запасе есть примерно три года, когда она может жить в условиях самых жестких санкций Запада. Таких, как полный запрет на импорт оборудования, частичный запрет на экспорт углеводородов. Но маловероятно, что эти санкции будут введены. Россия — не только один из крупнейших поставщиков углеводородов на мировой рынок, но и продовольствия. Такие санкции еще больше разгонят мировую инфляцию. Какой же курс рубля будет в случае введения жестких санкций — предсказать сложно. Возможно, в районе 120. Панику просчитать невозможно».
В то же время российская экономика, построенная на архаичных принципах и ущемляющая свободу рынка при определенных обстоятельствах, вполне может оказаться в зоне финансового шторма.
«Власти России пожертвовали экономическим ростом, но выстроили экономику, устойчивую к санкциям. В частности, в 2014 году для снижения внешних рисков был создан аналог системы передачи финансовой информации SWIFT. Были созданы собственные программные продукты, активно проводилась политика импортозамещения. Большие успехи есть в развитии аграрного сектора. Но, разумеется, всех сценариев санкционного давления предусмотреть невозможно. Тем более в мире, где активно развиваются гибридные войны. Отток иностранных инвестиций с российского фондового рынка из-за вбросов информации о якобы скором нападении России на Украину мы уже наблюдаем. Очень вероятны спекулятивные атаки на рубль через информационные всбросы», — отмечает Асхат Сагдиев.
По всей видимости, козырной картой санкций может оказаться отключение России от международной банковской системы SWIFT. Хотя единодушия на Западе в отношении столь радикальной меры по финансовой изоляции России пока нет.
«Сейчас речь в западной риторике идет о том, чтобы ограничить России доступ к системе банковских сообщений SWIFT. Разговоры об этом то и дело возникают последние семь лет, но никакого продолжения в реальности они так и не получили. Если предположить, что какая-то работа на Западе над этим ведется, первыми под удар попадут российские банки и их ценные бумаги. Если антироссийские санкции будут ужесточаться в той мере, как это сейчас обсуждается в США, например, начнется бегство капитала из страны, причем из всех экономических направлений разом. Здесь не будет выигравших и проигравших, пострадают все подряд, просто потому что показатели доверия к российской экономике упадут. Курс рубля на таком фоне способен упасть быстро и масштабно. Доллар свободно может двинуться к 80 руб. Инфляция продолжит рост и сможет составлять 7-8% по году. Однако все это — довольно пессимистичный сценарий, поводов для реализации которого на сегодня пока нет», — заявила Анна Бодрова, старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари».
Сергей Путилов