Финансовые аналитики «Набиуллина констатировала, что у государства, похоже, пока нет ответов, как развиваться в условиях санкций»

Финансовые аналитики «Набиуллина констатировала, что у государства, похоже, пока нет ответов, как развиваться в условиях санкций» ФОТО: РБК

19 апреля 2022 20:29:00

7107

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина наконец-то озвучила то, что многие из официальных лиц уже слишком долго не решались произнести вслух. По ее словам, Россию ждет «непростой период структурных изменений», обусловленных санкциями, на которые мы вот уже второй месяц вроде бы как чихать хотели. Как отметила глава регулятора, уже во втором и начале третьего квартала «страна войдет в период структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса»

Как сообщила Набиуллина, это произойдет потому, что завершается период, когда РФ «может жить на запасах». Напомним, ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин также прогнозировал серьезный спад экономики уже к концу года. Накануне президент РФ Владимир Путин сообщил о стабилизации экономики на фоне санкций.

Как можно интерпретировать слова Набиуллиной?

Возможных ответов всего два. Первый — как только мы «проедаем запасы» (половина из которых у нас уже похищена Западом), тут же начинается «черная» полоса, дефолт, распределительная экономика. И второй — государство наконец-то начнет активно вкладываться в развитие производства. То есть долгожданное, подлинное импортозамещение.

Аналитики полагают, что вопрос упирается в поиск финансовых источников для подпитки экономики, оказавшейся под санкциями.

«В первую очередь Эльвира Набиуллина подтвердила бизнесу и банковской системе, что возврата к прежней экономической модели, с развитием за счет доступа к дешевому международному финансированию, не будет. В этом ключе «проседание запасов» можно расценивать как период, за который полученное ранее финансирование и заключённые ранее договора будут освоены. А дальше рефинансирование будет идти уже по другим правилам, с опорой на внутренние ресурсы. Возможно, российская банковская система найдет выход на ликвидность из Китая», — рассказал изданию «Гражданские силы.ру» Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал».

Есть ли гарантия, что Китай не дрогнет под нажимом США и предоставит РФ необходимую помощь?

«Доступ к этой ликвидности предполагали еще с 2014 года, по факту она была очень ограниченной. Политическая поддержка России Китаем достаточно медленно распространяется на экономическую поддержку», — отметил эксперт.

Может, Эльвира Набиуллина хотела сказать, что дальше мы будет развиваться с опорой на собственные силы, государство наконец-то начнет активно вкладываться в развитие производства, развивать импортозамещение не на словах, а на деле?

«Вне зависимости от позиции Центрального банка по этому вопросу, государство обязано вкладываться в развитие производства. Текущие санкции ударили по всем болевым точкам нашей экономики. Плохо, что ответственных не наказали за текущее состояние авиастроения, автомобильной отрасли и судостроения. Но сейчас самое время возрождать эти отрасли», — полагает Артем Тузов.

Имеются ли для того, чтобы переломить ситуацию, у государства ресурсы, компетенция и воля руководства, позволяющие преодолеть накопившуюся инертность мышления?

«К сожалению, текущая скорость принятия решений вызывает сомнения в возможности быстро восстановить отрасли. Через 3-6 месяцев будет зафиксирован и проявится в полной мере резкий спад как в авиасообщении, так и в автомобилестроении. Судостроение не так запущено, как другие отрасли, но требует увеличения финансирования в несколько раз», — подчеркнул аналитик.

Значит, получается, что шансов нет, и впереди только мобилизационная экономика?

«Россия — одна из немногих стран, которые обладают и компетенциями, и ресурсами, и волей руководства. Что печально — все это есть еще с 2000-х годов. Но реально, часть отраслей была отдана на развитие за счет частного капитала. И, если в отраслях, связанных с добычей и переработкой, частный капитал добился серьезных успехов, такие более капиталоемкие и долгосрочные отрасли, как автомобилестроение, авиастроение и судостроение, частный капитал развить в достаточной степени не может. Что в целом очевидно. В СССР для развития этих отраслей нужна была работа множества НИИ, кооперация с наукой и военными отраслями. Фактически, только «Ростех» и «Росатом» сейчас обладают достаточными ресурсами и компетенциями для развития отраслей, за которые отвечают. Но других положительных примеров с ходу не вспомнить. Бояться нужно не мобилизационной экономики, а медленного и бессмысленного спада в экономике, без целей для общества и бизнеса, без направляющей воли государства. Бессмысленность деятельности для человека страшнее продовольственных карточек. Если говорить о ресурсах, то Россия — №1 в мире экспортер ресурсов. Так что бояться дефицита не стоит. Всегда будет что есть, где жить и что одеть. Но минимальная обеспеченность жизни – это не то, что граждане ждут от 6-й по ВВП экономики в мире. Нужны прорывные цели и задачи», — отметил Артем Тузов.

Аналитики отмечают, что вполне предсказуемые санкции Запада против РФ обнажили несоответствия в заявлениях о достижениях в сфере импортозамещения.

«Высказывание Э. Набиуллиной вполне прозрачно: пока санкции ощущались в основном в финансовом секторе (и населением в виде скачка инфляции), но через несколько месяцев запасы продукции закончатся, а сложившиеся международные экономические, производственные, логистические и финансовые цепочки разорваны, и с этим придется что-то делать. Предложение товаров на российском внутреннем рынке существенно зависит от импорта — как готовой продукции, так и сырья, комплектующих, оборудования. Сегодняшний Forbes ссылается на доклад ВШЭ «Новые контуры промышленной политики». Из публикации следует, что зависимость от импорта в конечном потреблении выше 50% в товарах текстильной промышленности и фармацевтики, в электрооборудовании, авто, компьютерах, прочих машинах и оборудовании. В бумажной и химической продукции, а также в металлопродукции ее уровень варьируется от 30% до 50%. При этом импортная зависимость от Евросоюза и Северной Америки наиболее высока в машинах и оборудовании (40%), лекарствах (34,5%), автомобилях (28,3%), резиновых и пластмассовых изделиях (24,6%)", — сказала в беседе с журналистом издания руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Что глава ЦБ подразумевала под «структурной трансформацией» — полный крах или надежду на то, что страна мобилизуется и сумеет приспособиться к трудным временам?

«Структурная трансформация», о которой говорит г-жа Набиуллина, — это вынужденный процесс и весьма болезненный для экономики и потребителя. Вариантов не так много — поиск альтернативных поставщиков из стран, не присоединившихся к санкциям, импортозамещение, откат к прежним моделям производства, не соответствующим современным требованиям комфорта, экологии (а возможно и безопасности). Альтернативой насыщению внутреннего рынка может стать дефицит товаров на полках, который будет приводить к сокращению производства и занятости и к новому витку спада в экономике, а впоследствии, не исключено, и к распределительной системе. О необходимости импортозамещения разговоры ведутся уже в течение многих лет, но практический результат явно ниже ожиданий. Часть производств перенесена в Россию, но, к сожалению, во многих случаях это лишь операции конечного этапа, в то время как используются импортные сырье, комплектующие, оборудование, технологии. И в короткие сроки полностью локализовать этот импорт вряд ли возможно. Наиболее благоприятным вариантом была бы замена импортных поставок на товары, производимые в третьих странах, или параллельный импорт. Но, как показывает опыт прошедших двух месяцев, это очень непросто, особенно в условиях, когда поставщики и банки третьих стран опасаются вторичных санкций. Обострились проблемы транспортировки и расчетов», — отметила Ольга Беленькая.

«На самом деле, все это выглядит довольно тревожно. Если «перевести» с языка чиновников на общечеловеческий, они говорят следующее: нет сил больше сдерживать инфляцию, она будет высокой долго и чувствительно для всех. Санкции, которые пока только разворачиваются и в части случаев еще не вступили в силу, отбрасывают российскую экономику на 20 лет назад, и это будет очень болезненно. Замкнуть экономическую систему саму на себя не получится: нет ни денег, ни опыта, поэтому пока вариант с долгосрочным застоем выглядит самым вероятным и довольно тревожным», - поделилась своим мнением с изданием экономист Анна Бодрова.

Сергей Путилов
Теги: Набиуллина, Центральный Банк, финансы, санкции