Курдский блицкриг «Роснефти» может не состояться

Фото: polytika.ru

07 ноября 2017 16:56:12

2561

Выполнить контракт Иракского Курдистана и «Роснефти» по покупке российским нефтяным гигантом курдской нефти в полном объеме больше нет возможности.

Для того, чтобы соблюсти условия сделки российской нефтяной компании придется договариваться с Багдадом.

Об этом заявил в интервью РИА Новости глава комитета по финансам и вопросам экономики парламента автономии Иззат Сабер.

Ранее министерство нефти Ирака предостерегло иностранные компании от заключения каких-либо соглашений и контрактов по нефтяным и газовым месторождениям с властями Иракского Курдистана, назвав их незаконными. Глава министерства Джаббар аль-Лаиби подтвердил, что исключительно федеральное правительство и министерство нефти, согласно Конституции, являются уполномоченными органами, обладающими исключительными полномочиями заключать контракты и соглашения, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений и инвестициями в них.

Однако «Роснефть» практически одновременно с прошедшим в Иракском Курдистане референдумом о независимости 18 октября сообщила, что подписала с курдским правительством документы. В сообщении «Роснефти» отмечалось, что доля компании в проектах может превысить 60%. Другим участником проекта будет компания KAR Group – текущий оператор нефтепровода.

«Вхождение в инфраструктурный проект будет способствовать достижению стратегических целей компании и позволит повысить эффективность транспортировки нефти конечным потребителям, включая поставку нефти из Курдистана на нефтеперерабатывающие заводы Роснефти в Германии», — сказал глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Для немецких заводов «Роснефть» закупает нефть на международном рынке, говорится в ее отчете. В 2015 г. было куплено 12,6 млн т (+28,8% к 2015 г.) на 248 млрд рублей. Теперь значительная часть поставок, как рассчитывалось, будет идти с нефтяных полей Иракского Курдистана. Сумма пакета контрактов с российским нефтяным гигантом, по данным главы комитета по финансам и вопросам экономики парламента автономии Иззата Сабера, достигнет 3 млрд долларов.

Необходимые для вступления в силу соглашений о разделе продукции (СРП) в отношении пяти блоков, расположенных на территории региона.

20 октября «Роснефть» и Иракский Курдистан объявили о начале реализации проекта по эксплуатации нефтепровода, доля российской компании в котором может оставить до 70%. Однако этим планам, как оказалось, не суждено сбыться.  Иракская армия  недавно восстановила контроль над нефтяной провинцией Киркук. Добыча на расположенных в провинции месторождениях Avana и Bey Hasan составляет около 250 тысяч баррелей нефти в сутки. Также иракские военные вернули под контроль спорные территории близ Мосула в провинции Найнава, на которых также расположены нефтяные поля. В итоге, как признал иракский чиновник, экспорт из Курдистан сократился с 700 до 200 тысяч баррелей в сутки поскольку курды утратили контроль над значительными нефтеносными территориями..

«Это значит, что компании «Роснефть» придется вести переговоры с иракским правительством о способе исполнения этого контракта, заключенного с Курдистаном», — отметил Сабер.

«В случае с курдскими месторождениями «Роснефть» руководствовалась не столько коммерческими, сколько политическими соображениями, выступая в качестве инструмента геополитического влияния Кремля. Нам хочется быть везде и сразу. Но как выяснилось, нельзя сразу сидеть на нескольких стульях. Перспектива курдской независимости, и соответственно эффективность заключенных с Иракским Курдистаном коммерческих соглашений изначально находились под большим вопросом. Сейчас курдские проекты «Роснефти», в связи с восстановлением Ираком контроля над нефтяными месторождениями Курдистана, оказались  в довольно двусмысленном положении», — прокомментировал «Гражданским силам.ру» политолог Дмитрий Орешкин.

При этом, иракский Курдистан уже успел  потратить 1 млрд долларов, полученный от «Роснефти». Деньги пошли на погашение долга перед эмиратской Dana Gas. Об этом заявил председатель Комитета по финансам и вопросам экономики парламента автономии Иззат Сабер. Чем и как курды, утратившие контроль над обширными нефтяными районами, будут расплачиваться с «Роснефтью» — не совсем понятно.

Сергей Путилов
Теги: «Роснефть», Ирак, нефть, Иракский Курдистан