Начнет ли рубль конкурировать с долларом и евро?
08 мая 2020 19:03:29
Эксперты обсуждают место нашей национальной валюты в мире
Представители российской деловой элиты вспомнили подзабытую идею рубля как потенциальной резервной валюты. Ясно, что пока этот проект столь же гипотетический, сколь, допустим, план выпуска российского сотового телефона.
Казалось бы, не «деревянный», а резервный рубль должен греть душу в первую очередь тех, кто озабочен повышением влияния России на мировой арене, однако выяснилось, что патриоты считают идею детищем прозападных либералов.
На днях об этом заговорил министр финансов Антон Силуанов, когда объяснял нежелательность прямой финансовой помощи населению по примеру США. Если глава Центрального банка Эльвира Набиуллина в этом случае опасается всплеска инфляции, то министр выразился так: «Если бы мы печатали резервные валюты, можно было бы и «с вертолета деньги разбрасывать», потратить триллионы рублей».
Вице-президент компании «Роснефть» Михаил Леонтьев сегодня в эфире «ВестиФМ» прокомментировал это так: «Силуанов произнес смертельный приговор всей финансовой политике предыдущих лет своих предшественников. Сколько раз мы слышали, начиная от Кудрина, что вся наша валютная политика, которая является абсолютно либеральной, — шаг на пути превращения рубля в резервную валюту. Чем мы будем адаптивнее, тем быстрее он будет резервным. У нас сверхнормативные резервы, у нас низкие долги, у нас все параметры валютные идеальные для того, чтобы валюта была привлекательная. Но почему-то она не резервная».
«Методы у нас в валютной политике «монетарно-колониальные», — уточнил Леонтьев.
Разговоры о рубле как потенциальной резервной валюте начались в 2009 году. Непонятно, почему не раньше. Ведь, казалось бы, это должно быть признаком восстановления самостоятельной государственной политики.
Представления об этом были очень своеобразными.
Вот как об этом высказывался в том году в колонке для издания Slon будущий замминистра финансов Алексей Моисеев, тогда — начальник отдела макроэкономики и анализа долговых рынков «Ренессанс Капитала»: «Для того чтобы рубль стал региональной резервной валютой, надо сделать несколько простых вещей. Открыть, наконец, газовую биржу в Санкт-Петербурге, облегчить доступ на рынок иностранным эмитентам, создав, в том числе, центральный депозитарий, а также развить рынок ОФЗ (резервы надо в чем-то хранить). Эти идеи витают в воздухе, если бы они были реализованы, рубль уже бы был региональной резервной валютой».
Через пять лет тот же Моисеев уже в статусе замминистра рассказывал об уже проведенных мероприятиях, «направленных на обеспечение статуса региональной резервной валюты для рубля».
«Это предполагало достижение двух целей. Первая — обеспечение листинга в России для иностранных эмитентов, как по акциям, так и по облигациям, у нас было несколько примеров, когда иностранные компании и эмитенты, в основном из стран СНГ, выходили на российский рынок и получали листинг — это одна сторона медали. А вторая — позволить использование рубля в иностранных расчетах. На это тоже был направлен ряд мер. Сейчас нет никаких ограничений, плюс к этому мы приняли весной поправки в законодательство, которые разрешают устранять юридические проблемы, связанные с включением рубля в список валют CLS Bank (банк международных расчетов). Это с одной стороны, а с другой — сейчас некоторые европейские банки уже предлагают своим клиентам расчеты в рублях, поскольку (…) определенный клиентский спрос есть, в том числе со стороны наших соотечественников, которые, пользуясь возможностью по открытию счетов за границей, хотят, чтобы они были в рублях. Кроме того, мы видим, что иногда международные транзакции проходят в рублях, хотя не очень часто», — отчитывался Моисеев.
Говоря о перспективах рубля как региональной резервной валюты, замминистра говорил, что «на территории бывшего СССР рубль является практически наиболее стабильной валютой»: «Мы, конечно, говорим в первую очередь о бывшем СССР, но и также о некоторых других странах. Знаете, иногда из совершенно разных регионов, из Африки, из Южной Азии говорят, что вот мы тоже хотим оказаться в этой зоне. Российский финансовый рынок является «центром гравитации».
«Что такое региональная валюта? Это валюта, которую люди, во-первых, используют для своих сбережений, во-вторых, которую эмитенты используют для эмиссии, в первую очередь, облигаций, потому что все-таки по акциям эмиссия валюты менее важна», — говорят в правительстве РФ.
Перспективы для повышения статуса российского рубля были. Однако ситуация с конца 2014 года резко ухудшилась, и стало не до таких амбиций. Власти объясняют проблемы, в первую очередь, введенными санкциями.
Мнения на этот счет существуют самые разнообразные.
«Когда чиновники говорят, что рубль не может стать резервной валютой из-за санкций, то я могу сказать, что в рамках нынешней системы глобального управления рубль не может стать резервной валютой никогда. Потому что в список таких валют попало определённое число избранных — доллар, евро, фунт стерлингов и йена. И решение о том, какая валюта будет входить в число избранных, принимается не на уровне страны, а руководителями ведущих корпораций», — говорила информагентствам экономист Елена Ведута.
Рубль недавно, конечно, героически выстоял вопреки нефти, цена которой падала почти до нуля. Однако статус резервной валюты пока рублю не по зубам.
Борис Куркин