«Нечистая игра»: глава «Роснефти» обвинил частные АЗС в росте цен на топливо

Фото: twitter.com

15 ноября 2018 20:56:23

4237

Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что на рост стоимости бензина влияют частные автозаправки.

Кто виноват в росте: крупные компании, задирающие оптовые цены, НПЗ или частные автозаправки? Как формируется цена на бензин? Об этом «Гражданские силы.ру» спросили экспертов. 

Главный нефтяник страны считает, что независимые АЗС негативно влияют на рост цен на топливо. Глава «Роснефти» полагает, что на топливном рынке важно сохранить рыночное ценообразование. По его словам, независимые АЗС в ряде регионов страны фактически являются монопольными структурами и нацелены на рост цены нефтепродуктов. Такое мнение он высказал в интервью газете «Коммерсантъ»

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак 31 октября провел совещание с основными нефтяными компаниями: «Роснефтью», «Газпромом», «Сургутнефтегазом», «Русснефтью», «Газпром нефтью», «Новым потоком», «Нефтегазхолдингом», «Лукойлом», «ТАИФ-НК» и «Татнефтью». По его итогам появилась договоренность о заморозке оптовых цен на бензин в 2018 году и возможности их последующей индексации не более, чем в пределах прогнозируемой годовой инфляции. Если хотя бы одна из компаний, подписавших соглашение, перестанет его выполнять, правительство введет заградительные пошлины на экспорт топлива. Этой ситуации монополисты пытаются маневрировать.

Однако эксперты склонны рассматривать подобные действия как попытку свалить все с больной головы на здоровую, а заодно завладеть новым сегментом рынка. Тем временем, цены на топливо, вопреки усилиям правительства, продолжают расти. 

«У мелких АЗС, не входящих в сети, мало возможностей для влияния на формирование общей рыночной цены по меньшей мере по двум причинам: степени их присутствия недостаточно для демпинга и топливо они приобретают по уже усредненной стоимости. Независимые АЗС обычно очень гибки в рознице, поскольку их заработок напрямую зависит от того, приедет клиент заправляться именно к ним или нет. Претензии г-на Сечина к небольшим АЗС сейчас воспринимаются как указание ФАС обратить на это внимание дальше, если антимонопольные службы заинтересуются, это может стать причиной для «расчистки» рынка. В освободившиеся тут же придут федеральные игроки. Это не самая чистая игра в данном случае, хотя ее мотивы вполне понятны. Небольшие АЗС все еще способны уравновесить рынок розницы, как только их станет меньше, начнется монополия», — сказала в интервью «Гражданским силам.ру» аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

«Для того, чтобы определить виновных в удорожании бензина, необходимо учесть, что у нас есть три участника процесса ценообразования стоимости топлива. Государство, которое через НДПИ, НДС и акциз получает более 63% доходов от продажи бензина, оптовые продавцы, доля которых около 10%, и розничные продавцы с 1%. Все остальное это затраты на добычу, переработку и транспортировку, содержание АЗС. Естественно, что ни одна из сторон не только не хочет терять своей доли в конечной цене на бензин, но и при возможности откусить кусочек конкурента. В 2017 начале 2018 года сложилась парадоксальная ситуация, в которой, с одной стороны, была жесткая установка до президентских выборов не давать ценам на бензин расти, а с другой, начали усиливаться факторы, толкающие бензиновые цены к росту. Здесь и стремительный скачок цен на нефть, и падение рубля. В результате доли основных участников рынка начали сжиматься, и как только появилась возможность компенсировать это сжатие произошел весенний рост цен. После этого власти в доходчивой форме объяснили остальным участникам топливного рынка, что дальнейшее увеличение стоимости бензина неприемлемо. Однако нефть продолжила расти, рубль продолжил падать, к тому же у государства появилось желание повысить НДС и акцизы на бензин. Затраты на производство бензина вновь выросли, доля государства в цене на бензин вот-вот должна вырасти, значит кто-то из двух оставшихся участников ценообразования (оптовые продавцы и розничные продавцы) должен потесниться, а в случае с розницей совсем уйти с рынка, или нужно вновь повысить цены на бензин. В итоге мы увидим новый скачок цен и новые попытки государства доступно объяснить неприемлемость дальнейшего роста», — рассказал «Гражданским силам.ру» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий)  Антон Быков.

«Можно сколько угодно «переводить стрелки» друг на друга: нефтяные холдинги на частные АЗС, а частные АЗС на нефтяные холдинги, но главной причиной роста цен на бензин можно читать фискальную политику государства. В конечной цене топлива меньшую часть (30%-40%) составляет себестоимость его производства, по большей части это цена нефти. Основная часть (более половины) это доходы государства в виде налогов, пошлин и акцизов. Остальное (10%-15%) — маржа участников рынка, которая распределяется между НПЗ, оптовым звеном и АЗС. Это немного. Собственно, на АЗС приходится от силы 5%, и увеличить эту величину в условиях конкуренции с сетями заправок, принадлежащих (вместе с НПЗ) крупным холдингам, невозможно потребитель будет заправляться там, где качество выше, а цена ниже. Долгое время конкуренция на топливном рынке сдерживала розничные цены, несмотря на постоянно растущие ставки акцизов. При этом правительство затеяло налоговый маневр, снижая пошлины, и одновременно повышая ставки НДПИ по добыче нефти и ставки акцизов на топливо. Сейчас экспортная пошлина составляет порядка 25% от стоимости нефти, а это значит, что на НПЗ нефть идет по цене лишь на четверть (максимум на треть) дешевле экспортной. Плюс к этому, регулярное повышение акцизов, с нового года ставки по ним снова увеличатся, и сразу в полтора раза к текущей величине, после чего доля акцизов в цене топлива будет составлять уже 20%-25%. Ну и при чем тут заправки, если вместо снижения ставок акцизов (в июле такая мера успешно сработала), государство предпочло заморозить цены в директивном порядке? Заявление Сечина о вине независимых АЗС может оказаться попыткой окончательно добить их и расчистить поле для нефтяных холдингов. Не знаю, задумывался ли он о последствиях монополизации розничного рынка топлива крупными холдингами, но можно не сомневаться, что с уходом независимых игроков конкуренции на розничном рынке станет меньше, и тогда ничто не сможет сдерживать цены монополистами, кроме еще большего вмешательства государства. Беда в том, что однажды, начав регулировать цены вместо рынка, придется переходить к ручному управлению во всем остальном: устанавливать объемы и распределение поставок топлива на АЗС, а за этим следом и поставок нефти на НПЗ, контролировать качество бензина, определять предельный размер маржи для НПЗ и АЗС, утверждать тарифы для перевозчиков, и так далее. Чиновник — плохая замена рынку. Сомневаюсь, что это получится и не приведет в итоге к дефициту топлива и взрывному росту цен» — сказал «Гражданским силам.ру» эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

Сергей Путилов
Теги: бензин, АЗС, цены, Игорь Сечин