Почувствуйте разницу: Росстат впервые за пять лет зафиксировал снижение количества бедных
23 июля 2018 23:16:26
Число россиян с доходами ниже прожиточного минимума сократилось с 19,5 млн человек в 2016-м году до 19,3 млн в 2017 году.
Об этом свидетельствуют данные Росстата. В процентном отношении «рекордный» показатель сейчас составляет 13,2% населения страны.
Во время ежегодного послания Федеральному собранию президент Владимир Путин обозначил приоритеты развития страны. Глава государства заявил о необходимости обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а также за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности.
Опрошенные «Гражданскими силами.ру» эксперты склонны рассматривать представленные Росстатом достижения лишь «статистической эквилибристикой», не имеющей отношения к реальной борьбе с бедностью. Население страны, обладающее богатейшими ресурсами, и в дальнейшем вынуждено будет влачить существование, далекое от стандартов, принятых в развитых странах. Если только не будут предприняты радикальные структурные социально-экономические реформы.
«Жизнеутверждающие» выкладки Росстата на фоне провала темпов роста ВВП эксперты объясняют, прежде всего, более сильным контролем, установленным правительством над Росстатом. «Механизмы расчетов Росстатом ряда социальных параметров, в числе которых количество бедного населения, стали еще более туманными по сравнению с тем подходом, что работал ранее, пока Росстат не был подконтролен МЭР. Наблюдение за количеством бедных может основываться на уровнях запросов в социальные органы, при этом часть нуждающихся, скорее всего, просто не доходит до соответствующих ведомств по разными причинам. С одной стороны, численность бедного населения в разгар лета можно объяснить спросом работодателей на рабочие руки на летний период, с другой – другими локальными и инфраструктурными проектами. В любом случае, это явно временное явление, поскольку уровень доходов населения не увеличивается уже несколько лет», – сказала «Гражданским силам.ру» аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
В беседе с корреспондентом издания с экспертом согласился и валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров: «Многое зависит от методик подсчета параметров, статистической выборки и т.п. Поэтому к оценке полученных результатов нужно подходить с чувством здорового скептицизма. Изменение количества бедных в России на 200 тыс. человек от предыдущих данных в 19.5 млн – это изменение порядка 1%. Отклонение в 1-2 % вполне вписывается в уровень погрешности, и скорее всего, если бы это отклонение было в отрицательную сторону, то именно так эти цифры и трактовались бы. Но проблема в том, что нет альтернативного механизма оценки такого охвата и уровня, поэтому, опираясь на показатель, представленный Росстатом, можно сказать, что Минтруд и другие отраслевые ведомства почти молодцы. Если бы снизили бедность на миллион граждан страны, то было бы лучше».
Приблизились ли россияне реально хоть немного к жизненным стандартам развитых стран мира в результате этой цифровой манипуляции? Отнюдь. Корни проблемы вековой отсталости лежат в гораздо более глубоких слоях, чем радужные цифры, которые пытается представить за «небывалый успех» Росстат.
«В основе проблемы бедности в России лежит принятая экономическая модель развития, которая подразумевает архаичный фундамент экономического роста, основанный на пресловутом сырьевом экспорте. В странах с современной, высоко-диверсифицированной экономикой (США, еврозона и др.) основу составляет сфера потребления – граждане. И может быть кто-то скажет: «какая разница»? – но нужно понимать, что во время экономического спада власти государства в силу ограниченности ресурсов будут спасать именно основу. Поэтому во время кризиса в развитых странах помогают гражданам страны – потребителям, и через это запускают экономический рост, а в России помогают сырьевым экспортерам. Можно парировать примерами «сырьевых», социально-благополучных стран Ближнего Востока или Европы, но именно отсутствие диверсифицированной экономики в Росси создает возможность чрезмерного аккумулирования экономической власти у ограниченного круга лиц, которые и определяют пропорции перераспределения доходов. На текущий момент, судя по цифрам Росстата, власть сосредоточена у тех, кто не настроен ни на изменение экономической структуры России, ни на исправление ситуации с перераспределением нефтегазовых доходов. А обещания об улучшении жизни россиян, скорее выглядят как попытка хоть немного вернуть их уровень жизни к российскому докризисному (2010-2013 г.), и уж точно речи не идет о том, чтобы наверстать ускоряющееся отставание от стран с развитой экономикой», – сказал «Гражданским силам.ру» Антон Быков, главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий).
Почему в России такое количество бедных? Потому, что страна бедная. И пусть никого не смущает огромное количество миллиардеров в России и темпы прироста их состояний даже в периоды тяжелых кризисов. Да, мы обладаем уникальными природными ресурсами и уникальными климатическими условиями, но используется это все, увы, крайне неэффективно. Экономика страны имеет тяжелые и трудно исправимые дисбалансы, производительность труда на большинстве производств невысокая, основные сегменты национальной экономики ориентированы в основном на экспорт ресурсов за рубеж, а не на внутреннее развитие – и все это на фоне колоссального монополизма практически во всех секторах народного хозяйства.
«На сегодняшний день более 70% ВВП формируется госструктурами, которые, как известно, крайне неэффективны, неповоротливы и низкоконкурентны. При этом запредельно высокий уровень теневой экономики, колоссальная коррупционная составляющая любых проектов, и в первую очередь – имеющих источником государственное финансирование, низкий уровень внешней и внутренней конкуренции – все это превращает задачу повышения производительности труда в проблему комплексного характера с множеством внутриструктурных взаимосвязей. На наш взгляд, важнейшими факторами, способными серьезно повлиять на уровень производительности труда, помимо уже широко обсуждавшихся борьбы с коррупцией и снижения инфляционного воздействия на экономику, являются создание здоровой конкурентной среды и увеличение потока капитальных инвестиций. При этом одной из причин, тормозящих развитие обоих перечисленных направлений, является довольно слабое правовое поле, в котором развивается отечественный бизнес: тут и низкая юридически-правовая защищенность частной собственности, и давление административного ресурса при решении многих проблем хозяйствующих субъектов, и большое количество «белых пятен» в судебно-правовой практике, слабая законодательная и методологическая база и т.д. В совокупности с воздействием санкционных и антисанкционных мер, и без того снижающих как инвестиционную привлекательность российского бизнеса, так и его конкурентоспособность, указанные проблемы правовой защищенности делают многие меры по повышению производительности труда низкоэффективными. Сюда же следует добавить и стагнацию рынка труда, влияние которого на динамику производительности труда очевидно. Уход заметной доли производимых в государстве товаров и услуг в теневой сектор создают серьезные преграды для использования традиционных рычагов воздействия на уровень производительности труда в стране в целом», – сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Отдельно стоит отметить, что расхожее мнение, о том, что россияне не слишком трудолюбивы, абсолютно несостоятельно. Так, если сравнить объективные цифры по количеству рабочих дней в году, то получится, что мексиканец в среднем работает 2 255 часов в год, житель Южной Кореи – 2 069 часов в год, испанцы трудятся 1695 часов в год, норвежцы – 1424 часов в год, в то время как средний россиянин проводит на работе 1974 часов в год. Т.е. по количеству трудодней в году Россия находится где-то в середине списка, заметно уступая именно благополучным европейским странам. При этом низкий уровень производительности труда, а у нас он более чем вдвое ниже, чем в США, объясняется устаревшими технологиями, высоким уровнем изношенности оборудования, слабой развитостью высокотехнологических современных производств, крайне неразвитой инфраструктурой, невысоким качеством управления и т.д.
«Что касается заявлений, что число бедных россиян заметно снизилось за последнее время, то это не следствие реального улучшения состояния российской экономики и роста реальных располагаемых доходов населения, а исключительно статистическая эквилибристика – незначительного увеличив минимальный размер оплаты труда, правительство при этом весьма заметно опустило стоимость продуктовой корзины, объяснив это еще осенью прошлого года сезонным снижением цен на некоторые виды сельхозпродукции. И несмотря на то, что сезон овощного изобилия давно миновал, а цена практически на все товары в стране продолжают расти, еще в прошлом году руководители государства торжественно объявили, что прожиточный минимум наконец-то сравнялся с минимальным размером оплаты труда. Так что снижение числа бедных в стране – это исключительно заслуга статистов, которые подогнали эти две цифры друг к другу», –резюмировал Алексей Коренев.
Сергей Путилов