Путин пригласил в «Северный поток-2» новых партнеров

Фото: youtube.com

26 мая 2018 11:23:08

16400

Заявление Владимира Путина об открытии проекта «Северный отток-2» для новых инвесторов, сделанное во время совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель .вызвало настоящий шок у всех противников этого проекта.

«Проект открыт», — сказал президент в эфире телеканала «Россия 24», — «Он открыт и для участия в нем других партнеров, а не только для тех, кто в нем сегодня участвует».

Заявление Путина означает, что Россия приглашает к реализации этого масштабного проекта новых участников, среди которых могут оказаться крупнейшие американские и европейские энергетические компании.

Глубоководный экспортный газопровод «Северный поток – 2» пройдет из России в Германию по дну Балтийского моря, и позволит перекачивать в Германию до 55 миллиардов кубометров газа в год. Если учесть уже работающую первую «нитку» «Северного потока», Германия сможет ежегодно получать из России около 100 миллиардов кубометров газа, что превратит эту страну в крупнейший газовый хаб Европы.

Разрешение на использование своих территориальных вод в марте дали Германия и Финляндия, завершается оформление разрешений от России, Швеции и Дании, при этом у «Газпрома» есть запасные варианты прокладки трубы в обход Дании, если правительство этой страны решит отказать в предоставлении территории для газпромовской «трубы».

Уже нынешним летом «Газпром» планирует начать укладку труб на морской части газопровода, к строительству инфраструктуры для «Северного потока-2» приступили на своих территориях Германия и Финляндия, а в 2019 году по «Северному потоку-2» в Европу пойдут первые кубометры газа.

Самыми активными противниками этого проекта остаются США и Украина. Если для США строительство СП-2 означает крах планов на доминирование на европейском газовом рынке американских компаний, торгующих сжиженным газом, как минимум до середины XXI века, то для Украины новая «труба» будет означать конец ее статуса главной страны-транзитера российского газа в Европу. Самое большее, на что может надеяться Киев, когда газ пойдет в обход Украины – прокачка 14 миллиардов кубометров газа в год, и то, если украинская сторона докажет «Газпрому» экономическую целесообразность такого транзита. Учитывая, что «Северный поток» и Северный поток-2» прокачивают в совокупности до 100 миллиардов кубометров газа в год, а через «Турецкий поток» в обход Украины пройдет еще примерно 50 миллиардов кубометров, Киев потеряет на этом транзите почти 150 миллиардов кубометров российского газа в год, и вместе с этим лишится 3 миллиардов долларов, ежегодно поступавших в украинскую казну от Москвы за использование территории и газотранспортной системы Украины. Правда, канцлер ФРГ Ангела Меркель пообещала Киеву, что добьется от Путина гарантий на прокачку хотя бы 10 процентов от прежнего объема транзитного газа, и даже найдет инвесторов для модернизации дряхлеющей газотранспортной системы Украины, но это стало слабым утешением для президента Украины Петра Порошенко и его команды, уже смирившихся с тем, что проект СП-2 будет реализован, и остановить его не смогут ни Вашингтон, ни Брюсссель.

Строительство «Северного потока-2» обойдется в 9,5 миллиардов евро, и, Россия заинтересована в привлечении в это проект инвесторов.

Сейчас в партнерах главного строителя «Северного потока-2», подконтрольной «Газпрому» компании Nord Stream-2, числятся пять больших европейских компаний:

французская Engie, немецкие Uniper и Wintershall, австрийская OMV и британско-голландская Shell, которые инвестируют в реализацию СП-2 около половины суммы в 9,5 миллиардов евро, а вторую половину даст «Газпром».

Напомним, первоначально компания Nord Stream 2 AG задумывалась как совместное предприятие «Газпрома» и пяти европейских энергетических фирм. Но из-за проблем с польским антимонопольным регулятором европейцы не смогли войти в капитал Nord Stream 2 AG. «Газпром» решил эту проблему, создав Nord Stream 2 AG как свою стопроцентную «дочку», при этом европейские партнеры остались в проекте на других условиях, и в апреле 2017 года заключили соглашение о финансировании со степенью участия в нем пропорционально долям в так и не состоявшемся СП. В частности, Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall обязались предоставить до 4,75 млрд евро на реализацию проекта в виде долгосрочных кредитов, или примерно по 950 млн. евро каждая. В том же 2017 году европейские партнеры совместно с «Газпромом» предоставили Nord Streаm 2 AG около 3 миллиардов евро, а в 2018 году Nord Stream 2 AG получила от них еще 404 миллиона евро в качестве займов.

Казалось бы, все решено, и всем было понятно, кто будет строить и финансировать СП-2.

Однако после заявления Владимира Путина об «открытых дверях» грандиозного проекта стало ясно, что дело может не ограничиться только вышеназванными компаниями.

Это вызвало немало вопросов и у потенциальных участниках проекта, и у его противников, тем более, что пока ни в «Газпроме», ни в компаниях-партнерах слова Путина никак не комментируют, и непонятно, на каких условиях могут появиться новые партнеры, идут ли с кем-то переговоры об участии в проекте, и так далее.

 

Дело тут не только в помехах, которые пытается создать газпромовскому детищу Еврокомиссия, возжелавшая лишить «Газпром» контроля над будущим газопроводом, и уже инициировавшая для этого ряд поправок европейское законодательство.

Разумеется, дело и не в сопротивлении новой «трубе» Украины, Польши или карликовых балтийских государств.

Главной угрозой проекту остаются односторонние санкции США, предусмотренные подписанным в августе прошлого года Дональдом Трампом пакетом ограничительных мер, где указано, что эти меры направлены, в первую очередь, против СП-2.

Это создало для всех действующих и потенциальных участников российского проекта ситуацию неопределенности, и даже вызвало разговоры о возможности пересмотра схемы финансирования проекта. Правда, юристы говорили, что новые американские санкции не распространяются на контракты, подписанные до 2 августа 2017 года. Но в Вашингтоне сразу дали понять, что там не исключают санкций против компаний, участвующих в СП-2, независимо от времени подписания контрактов с Москвой. В частности, 17 мая это подтвердила заместитель главы отдела Госдепартамента по энергетической политике Сандра Оудкирк, специально прибывшая в Берлин чтобы отговорить немцев от участия в «Северном потоке-2».

Как сообщает The Wall Street Journal, такое же предложение сделал канцлеру ФРГ и Дональд Тамп, заявив, что если Германия подержит СП-2, он уже с 1 июня объявит ЕС торговую войну, и не станет заключать с ФРГ новое торговое соглашение, крайне выгодное немцам, для которых США остаются главным торгово-экономическим партнером.

Вашингтонская политика «выкручивания рук» вполне могла повлиять на нынешних партнеров «Газпрома». В экспертном сообществе не исключают, что кто-то из них, испугавшись санкций, может «соскочить» с проекта, и «Газпрому» придется искать новых соинвесторов. 

Однако точно так же нельзя исключать и того, что сейчас «Газпром» будет сознательно расширять круг партнеров-соинвесторов, имея в виду возможное строительство еще одной балтийской газовой «нитки» —  газопровода «Северный поток–3».  

Петр Сергеев
Теги: Владимир Путин, «Северный поток – 2»