Траты россиян в «чёрную пятницу» увеличились пятикратно

Фото из открытых источников

27 ноября 2017 17:20:45

2391

В России «чёрная пятница» увеличила выручку продавцов до 30 млрд рублей.

Об этом сообщил газете «Известия» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров.

Почти 20 млн человек купили товары во время главной распродажи года — в пять раз больше, чем в прошлом году. В этом году к акции присоединились 3,5 тыс. онлайн-магазинов (в 2016 году — 1,5 тыс.).

«Чёрная пятница» — пятница после американского Дня благодарения. С неё стартует традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать распродажи в этот день установился ещё в позапрошлом веке, а термин «Чёрная пятница» появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США. Из-за того, что День благодарения приходится на четвёртый четверг ноября, «чёрная пятница» выпадает с 23 по 29 ноября.

«Чёрная пятница» не является официальным праздником, но многие служащие в этот день берут отгул, за исключением работников торговли, которым приходится трудиться в этот день гораздо больше. В «чёрную пятницу» магазины открываются очень рано — около 5 утра, а некоторые крупнейшие торговые сети — даже в полночь. Первым покупателям предлагаются серьёзные скидки —  до 80%. Это делается для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей.

В России традиция «чёрной пятницы» появилась около пятнадцати лет назад. Объемы продаж в нашей стране уступают американским (500 млн долларов против 7,9 млрд соответственно). Однако существенный рост говорит о том, что россияне все больше переходят от накопительной модели поведения, к потребительской. Примечательно, что происходит это на фоне продолжающегося неуклонного снижения реального уровня жизни. Стимулирует продажи и снижение ставок по потребительским кредитам. С другой стороны, пик продаж указывает на то, что Россия все больше превращается в общество потребления, когда покупатель испытывает потребность приобретать ненужные ему вещи, главное чтобы «ну хуже чем у других».

Рост потребительского активизма на первый взгляд удивляет, поскольку по оценке Центробанка, рост ВВП году окажется ниже прогнозных 2%. То есть в России рост потребительской активности скорее напоминает пир во время чумы. Особенно учитывая, что 8 млн жителей нашей страны не могут рассчитаться за взятые кредиты. Кроме того, россиян напугала проводимая ЦБ зачистка банковского сектора. С другой стороны, потребители понимая, что скопить серьезные средства на «чёрный день» едва ли получиться,  все охотнее тратят сбережения.  

Стабилизация  экономики в этом году также способствовали большей покупательской активности россиян. Однако из-за отсутствия динамики в заработных платах население берет либо кредит, чтобы позволить себе какую-нибудь покупку ценой выше среднего, или начинает «проедать» сбережения.

«Россияне предпочитают тратить, опасаясь очередного всплеска инфляции и обрушения рубля. В то же время, большинству просто нечего откладывать или копить. Реальные доходы не выросли, коммуналка, бензин, предметы домашнего хозяйства становятся все дороже, индексация зарплат отстает от инфляции. Зато кредиты дешевеют. Поэтому прилив покупательского оптимизма вполне объясним, хотя и носит не очень здоровый характер», — сказал «Гражданским силам.ру» шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв.

Напомним, по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян снизились за те же 9 месяцев на 1,2% в сравнении с аналогичным 9-месячным периодом годичной давности, а в целом за 3 года реальные доходы упали по Росстату на 11%. 

Сергей Путилов
Теги: чёрная пятница, Россия